На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Categories:

НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ

Началось нашествие на Русь орды под водительством Батыя в 1237 г. Полное разорение и опустошение Рязанской земли.

В начале XIII века из-за своей раздробленности Русь не смогла объединиться для отражения нашествия дикой орды с востока. Каждое княжество героически защищалось поодиночке и потому не выдерживало натиска многочисленного и жестокого захватчика.

Первым на пути Батыя оказалось Рязанское княжество. Татарские послы потребовали десятины во всем: от князей до коней. Рязанский князь Юрий, не подпуская татар к городу, вышел им навстречу с ответом: «Коли нас не будет, то все ваше будет», – и отправил гонцов за помощью к князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу. Однако, помощь не пришла; видимо, не успели собрать войско... И вскоре после захвата Рязани весь город с окрестными монастырями обратился в пепел и не осталось ни стонущего, ни плачущего, «но вси вкупе мертвы лежаше» – завершает описание гибели Рязани летописец.
 

Весной 1238 г. после 7-недельной осады подвергся полному истреблению маленький городок Козельск (ныне в Калужской губ.). Его жители, верные своему малолетнему князю Василию, решили: «Хотя князь наш и молод, однако положим живот свой за него – и здесь славу и там небесные венцы от Христа Бога получим». Батый разбил-таки юродские ворота, но встретил упорное сопротивление горожан, а часть из них даже совершила вылазку и истребила до 4 тысяч татар. Взяв город, озлобленные ордынцы не оставили в живых ни одного человека; князь-младенец, по преданию, утонул в луже крови. Батый назвал Козельск «злым городом» и повелел его стереть с лица земли...

Народ воспринял чужеземное иго как попущение Божие – в наказание за грехи. Верно оценив и посланное Свыше вразумление наши предки нашли и единственно правильный путь сопротивления иноплеменнику: сплотиться вокруг Церкви, всенародно перейдя почти на монастыркий образ жизни. Укрепление в православной вере дало силы выстоять тяжкие испытания и через два с половиной века, одолев нечестивых на Куликовом поле, начать возрождение вокруг Москвы в еще более могучем виде.

Эпоха татарского ига оставила в русских летописях и фольклоре чудный образ сокровенной Святой Руси, укрываемой Господом от безбожного нашествия – Град Китеж, по молитвам его жителей скрытый Богом от захватившей его орды Батыя: «Китеж Невидим бысть и покровен рукою Божиею на конец века сего многострадального и слез достойного... иже не узрит скорби и печали от зверя антихриста, токмо о нас печалуют [жители города] день и нощь, о отступлении нашем всего государства московcкого яко антихрист царствует в нем...».

По преданию, Град Китеж был скрыт под водой озера Светлояр (близ города Семенова Нижегородской губернии); до революции 1917 г. там существовал запрет на купанье и рубку леса, на берегах же собирали целебные травы. Жители окрестных сел рассказывают о колокольном звоне и пении, доносящемся иногда из вод озера.

Исторический календарь-альманах

www.ruskalendar.ru


Tags: история православие церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments