На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Category:

Блаженный Василий Юродивый, Московский


Блаженный Василий родился и воспитался близ Москвы.



В летах живой молодости (шестнадцати лет), оставив дом родительский, проводил он жизнь юродивого.

Без крова и пристанища ходил по Москве едва не нагой и зимою переносил такие морозы, от которых трескалась земля, а летом жарился на солнце; днем ходил по улицам, безответно принимая толчки, а на ночь ложился на паперти церковной и проводил время в молитве.

Ни дружбы, ни знакомства не было у него ни с кем, - для всех он был чужим: до того лишал себя всякого утешения земного!


Только у одной бедной вдовы иногда преклонял он голову: ум блаженного Василия постоянно был занят молитвою и Богомыслием.


На гробнице его висят тяжелые вериги, которые носил на себе блаженный, и без того так мало покоивший плоть свою. Столько высокий по духу, блаженный Василий говорил мало и не рассыпал наставлений.

Святое Писание ни для кого не одобряет многословия и говорливости.

"Много говорить - не миновать греха; а кто сдерживает уста свои, тот умен" (Притч. 10, 13).

"Кто стережет уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко открывает уста, тому беда" (Притч. 13, 4).

Так учит Богодухновенная мудрость. Св. Писание, поручив дело учительства известным лицам, от всех и каждого требует жизни чистой и святой, и такой жизни усвояет силу самого сильного наставления. "Вы сияете как светила в мире," - писал Апостол, - "так живите, чтобы быть вам чистыми, невинными чадами Божиими, непорочными посреди нечестивого и развращенного рода" (Филип. 2, 15). Такова была жизнь блаженного Василия!

Припомнив себе страшное время малолетнего Иоанна Грозного, можем представить себе, каким укором жизнь Василия была тогда развратным, и как утешала она невинно страдавших от произвола диких страстей. - Не легко было праведнику смотреть на грехи людские. Любя людей, он плакал за них и слезами своими призывал их к покаянию. В 1547 году "Василий юродивый," - говорит летописец, - "прииде в монастырь Воздвижения, иже зовется на острове, и ста пред церковию, к ней же умильно зря и умно молитву творя, плакашеся неутешно; людие же видяще его, дивляхуся". На следующий день в Москве был страшный пожар, начавшийся с Островского храма; оба города, старый и новый, сгорели; храмы, дома, дворец великого князя исчезли, "мед яко вода разливашеся".

Внимательные к спасению своему замечали, что когда Василий проходил мимо дома, в котором безумно веселились, пели песни и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. "Что это значит?" спрашивали Василия. "Ангелы скорбные," - прерывая молчание, отвечал он, - "стоят у этого дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа о обращении грешников". Блаженный возвышался до чудных состояний духовных. "Его видели ходящим по морю как по суху, видели люди неверные и дивились; придя в Россию, говорили они, мы видели такого человека ходящим по морю. Свидетельство верное: дано врагами". Это были Персидские купцы, спасенные Василием на море во время бури.

Митрополит Макарий, узнав о блаженном Василии, сообщил о нем царю, и оба славили Бога, воспитавшего в их время такого подвижника. Раз царь Иоанн стоял в храме и думал, как украсить ему свой новый дворец на Воробьевых горах. После службы Василий зашел из храма к царю. "Где ты был, Василий? Я не видал тебя в храме". "А я видел тебя," - отвечал Василий, - "только ты был не в храме, а на Воробьевых горах. Всякое ныне житейское отложим попечение, поет нам Церковь". Грозному вздумалось пригласить юродивого на свои именины. Подносили заздравную чашу. Юродивый три раза поднимал ее и выливал за окошко. Грозный забушевал, приняв действие юродивого за пренебрежение к царю. - "Не кипятись, Иванушка,"- сказал юродивый, -- "надобно будет заливать пожар в Новгороде, и он залит". - Грозный не был из числа доверчивых людей; послан был нарочный в Новгород и оказалась правда на стороне блаженного.

Один богатый вельможа любил блаженного Василия, и Василий по временам бывал у него. Раз Василий пришел к нему в лютый мороз. Сострадательный боярин стал упрашивать его, чтобы по крайней мере в такое время защитил тело свое от мороза одеждою. "Хочется тебе это?" - сказал юродивый. "Искренним сердцем люблю тебя, брат, прими в знак любви моей", говорил боярин. Блаженный с улыбкою сказал: "Пусть так, и я люблю тебя". Боярин с радостью надел на Василия богатую лисью шубу. Блаженный по обычаю побежал по улице. Недобрые люди, увидав юродивого в богатой шубе, вздумали обманом взять ее у него. Один лег на дороге, притворясь умершим; товарищи стали просить Василия подать что-нибудь на погребение бедняка. Отдавая шубу, Василий сказал: "Лукавнующие потребятся". Когда отошел он, обманщики нашли товарища мертвым.

В последнее свое время блаженный лежал на одре, тяжко больной. Царь и царица Анастасия с детьми Иоанном и Феодором пришли к нему испросить молитв его за них. Блаженный, находясь уже при смерти, сказал царевичу Феодору: "Все достояние прародителей твоих будет твоим, ты - наследник". И вслед затем скончался. Это было 2 августа 1552 года. Из 88 лет жизни своей блаженный Василий провел в подвигах юродства 72 года.

Царь с боярами нес одр его. Митрополит Макарий с собором духовных отпевал погребение его. Тело блаженного погребено было на кладбище Троицкой церкви на рву, где в 1554 году царь Иоанн приказал строить Покровский собор в память покорения Казани.

В 1588 году "проявился блаженный Василий Московский," - говорит летописец, - "и быша многа исцеления от мощей его". По воле царя Феодора тогда же сооружена была серебряная рака над мощами его и установлено праздновать память его в день его кончины.

Загробные чудеса блаженного Василия были разнообразны и совершались как при гробе его, так и в местах отдаленных для призывавших помощь святого.

Боярский сын Копятов, житель Вологды, целый год был болен ногами. Он собрался на костылях идти к гробу блаженного Василия. Довольно пути прошел он; но наконец совсем обессилел. "Помоги мне, блаженный," - воззвал он из глубины сердечной. Вслед затем услышал ответный голос: "Если хочешь получить исцеление, иди к гробу моему". И в ту же минуту почувствовал исцеление. Уже не для исцеления, а по чувству благодарности пришел он здоровый к блаженному и рассказал о бывшем с ним.

Псковитянка Евдокия была и слепа, и не владела правою рукою. Решась брести к гробу блаженного, во Ржеве она очень изнемогла и призывала на помощь блаженного. На дороге блаженный исцелил ее своим явлением и она исполнила обет свой при гробе его.

Убогий Осип был немым от рождения, скитался по Покровской улице Москвы для милостыни; по временам нападали на него припадки беснования и тогда опасен бывал он для встречавшегося с ним. Его с трудом привлекли ко гробу блаженного; когда отпели молебен и окропили его св. водою, он стал говорить спокойно и смысленно.

Черноризец Герасим двенадцать лет был без ног и питался милостынею у Спасских ворот. "Сколько лет ползаешь ты на коленах?" - спросил явившийся ему Василий. "Двенадцать лет и все, что имел, раздал врачам, но без пользы," - отвечал старец. "Для чего же ты," - сказал ему Василий, - "не веришь святым, от которых можно получать исцеление без всякой платы? Веруешь ли, что Бог может исцелить тебя?" "Верую, Господи," - сказал бедняк, - "верую," - прибавил он, - "что твоими молитвами помилует меня Бог." "Хорошо," - сказал явившийся, - "ступай же ко гробу юродивого." Герасим пошел и совсем выздоровел.

"Преблаженный Василий! С юности заботился ты стать в день суда без страха и боязни, и смело, отвергнув все удовольствия телесные, последовал за Христом; собирал богатство духовное трудами и терпением, с свечею всегда готовою. И весело взошел ты на небо. Моли спастись душам нашим."

"Как истинный и непобедимый страдалец, явился ты с чистотою душевною и телесною, для Христа, изнурив тело всякою нуждою. Потому и получил от Него дар исцелений. И ныне, блаженный Василий, моли о нас славящих твое успение."

Источнмк: Жития святых, чтимых Православной Церковью, сост.: свт. Филарет, архиепископ Черниговский. М.: Издание Сретенского монастыря, 2000. Книга 4, том 8, стр. 16-21.


rusfront.ru/11564-blazhennyy-vasiliy-yurodivyy-moskovskiy.html




Tags: ЖИТИЯ СВЯТЫХ, ПРАВОСЛАВИЕ ЦЕРКОВЬ, ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments