На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

О включении в месяцеслов Отцев Поместнаго Собора 1917–1918 гг.

Диакон Владимир Василик - кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии - о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

4 мая на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Организационного комитета празднования 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Синод постановил включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

Члены Священного Синода постановили просить Святейшего Патриарха, в случае канонизации в будущем тех или иных членов Поместного Собора, давать подобающие указания о дополнении вышеприведенного списка.

* * *

Конечно, необходимо почтить память новомучеников и исповедников российских, участвовавших в Поместном Соборе 1917–1918 гг. Однако сам Собор представлял собой достаточно сложное явление. В нем присутствовали разные элементы, в том числе революционные и радикальные, временами предлагавшие совершенно несусветные вещи, которые могли просто уничтожить Русскую Православную Церковь. Например, всерьёз предлагался женатый епископат, полная русификация и реформирования Богослужения. Выдвигались самые пылкие модернистские проекты, которые могли уничтожить нашу Церковь.


Что касается практики, то, насколько я помню, до сих пор в Русской Православной Церкви не провозглашалась память каких-либо церковных Соборов. В истории было много серьёзных Соборов, которые способствовали процветанию Церкви и проводились святыми мужами. Например, Собор 1274 года, который принял «Кормчую книгу» святого Саввы Сербского, Стоглавый Собор, или ряд важных соборов XVII века, которые оградили Церковь от латинства, протестантства и старообрядчества.


Что касается практики Вселенской Церкви, то прославлялись поместные Соборы, имеющие важное догматическое значение. Например, Собор 536 года, который ниспроверг ересь монофизитов. Но, честно говоря, я не помню, чтобы его членов соборно прославляли именно в лике святых. Это своего рода инновация (точнее - неприкрытое обновленчество! - примеч. ред. "РФ"), не имеющая аналогов. К чему она приведёт? Посмотрим. Если церковный народ примет её всем сердцем и будет почитать с такой же радостью и воодушевлением, как отцов Первого Вселенского Собора или Седьмого Вселенского Собора, то, значит, эта инициатива полезная и духовная. Ну, а если нет, то нет...



От редакции ИПВ "Русь-Фронт" добавим, что канонизировать соборно всех участников Поместного собора 1917-1918 гг. недопустимо и провокационно. Как можно канонизировать соборно всех участников Поместного собора, узаконившего и приветствовавшего свержение царской монархии в России?!



Известно, например, что поддержку свержению монархии высказало абсолютное большинство действующего духовенства 1917-1918 гг. Открыто контрреволюционные взгляды выражали не более чем 5-7% епископата. Так, один из немногих, епископ Тобольский и Сибирский Гермоген в качестве резолюции на постановлениях своего епархиального съезда писал: "Я ни благославляю случившегося переворота, ни праздную мнимой еще «пасхи» (вернее же мучительной Голгофы) нашей многострадальной России и исстрадавшегося душою духовенства и народа, ни лобызаю туманное и «бурное» лицо революции, ни в дружбу и единение с нею не вступаю, ибо ясно еще не знаю, кто и что она есть сегодня и что она даст нашей Родине, особенно же Церкви Божией, завтра". Подавляющая же часть ахриеерев воздавали "благодарение Богу" за совершившийся переворот... Позиция епископата сводилась к церковной санкции произошедшего переворота и разъяснению, что царская власть не имеет прямого отношения к церковной...

В столице революции Петрограде духовенство встало одним из первых на сторону Временного правительства. 4-8 марта 1917 г. петроградское духовенство выпустило обращение: "В эти великие дни желанного и выстраданного народом политического обновления всем гражданам Российского государства следует объединиться с новым правительством, избранным Государственной Думой, и всеми силами и средствами ему содействовать". Во второй столице – Москве 4 марта 1917 г. на Красной площади был отслужен благодарственный молебен о победе революции, о "даровании свободы"...



Таким образом православное духовенство признало свержение монархии как "избавление от гнета" народа и церкви и выразила безусловную поддержку Временному правительству. "Революция явила всем миру портретную галерею революционеров, обличенных высоким саном пастырей и архипастырей Церкви", - читаем в воспоминаниях князя Жевахова.



Tags: МОДЕРНИЗМ обновленчество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments