На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Воспитание патриотов


Речь детям, поступившим в школу
«Общества для содействия религиозному
и патриотическому воспитанию детей», 1908 год
Священномученик Иоанн Восторгов

Поздравляем вас, дети, с открытием этой школы и с началом ваших занятий.


Вы видите, что вместе с вами на молитву и на открытие школы собралось так много людей, по-видимому, для вас чужих и посторонних. Они никогда вас не видели, и вы их доселе не знали, но они заботятся о вас и открыли эту школу.


Bсе эти люди, которые заочно любят вас и заботятся о вас, составляют особое общество; называется оно «Общество содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей».


Постараюсь как можно проще и как можно понятнее объяснить вам, что это такое – воспитание религиозное и патриотическое, и как это к вам относится.

Воспитание – что такое воспитание детей? Вот послушайте слова одного учителя, святого учителя, угодника Божия – святого Димитрия Ростовского.


Он говорит, что душа ребенка для учителя – то же самое, что доска в руках художника. Вы видите эти иконы, что стоят перед вами? Вот эта икона была раньше доска, а художник на ней нарисовал образ нашего Спасителя; а вот другая, очень большая, – тоже была чистая доска, а теперь, видите, она обложена золотом и на ней нарисовано, как Богородицу Марию, когда Она была маленькой Девочкой, родители привели в храм, чтоб Она там и выросла, и научилась всему доброму и святому, потому что в храме Божием все, что есть там, – все доброе и святое.



А ведь на той же доске художник мог нарисовать и совсем другое, что-нибудь худое, например, как люди пьяны бывают, как они дерутся, как они обижают друг друга; вместо Господа Иисуса Христа он мог бы нарисовать диавола, демона, того духа злого и нечистого, который человека толкает и научает на все худое и греховное. Так вот, святой угодник, о котором я говорил вам, и учит, – повторим его слово: «Душа ребенка для учителя – то же самое, что доска, он на ней может нарисовать и ангела, и демона».


Когда говорят, что вас здесь будут воспитывать, это и значит: вашу душу хотят сделать угодною Богу, хотят научить вас всему святому, чистому, доброму, хотят на вашей душе как бы нарисовать, отобразить Бога и Его святой закон, веру в Бога, иначе говоря – религию.


Когда вы полюбите Бога и Его святой закон, когда вы будете постоянно, с охотой молиться Богу, обо всем спрашивать Его волю и будете жить по-Божии, это значит, что вы получили воспитание религиозное.
И еще: воспитание религиозное научает и приучает человека во всем и всегда искать и ждать помощи от Бога. Вы видите: у вас хорошая школа; смотрите – картины, всякие пособия; у вас хорошие учители, целое общество этих людей, которых вы сейчас пред собою видите, о вас заботится.


Ну, что же?

Значит, уж непременно у вас будет успех?

Hет, дети.


Надо просить помощи от Бога, без этого не будет успеха. И вы видите: вот и архиереи, и священники, и ваши учители, и все эти добрые люди, которых вы видите, люди ученые, образованные, молятся с вами Богу, просят Его помощи и Его благословения.


Расскажу вам про одного святого угодника Божия;
вы о нем часто здесь в Москве слышите:
это преподобный Сергий, который основал Троицкую лавру.


Был он мальчиком такого возраста, как вы; звали его тогда Варфоломеем (Сергием его назвали в монашестве); учился он грамоте; все его товарищи успевали, а ему трудно давалось учение. Бог его испытывал, приучал, чтоб он не на себя все надеялся, а на Господа.



Грустил Варфоломей, что нет у него успеха в книжном учении. Раз отец послал его в поле за лошадьми. Вышел Варфоломей далеко в поле, к лесу, и видит: какой-то старец-монах стоит на коленях и молится Богу. Подождал Варфоломей, пока старец молитву кончит.


Когда встал старец, Варфоломей подошел к нему, попросил его благословения и говорит ему про свое горе, и просит: «Отче, помолись за меня Богу, чтобы легко и успешно я учился».



Понравился старцу набожный отрок; он благословил его, дал ему часть просфоры и сказал: «Это дается тебе в знак Божией милости; теперь хорошо уразумеешь грамоту».

Обрадовался Варфоломей. Не хотелось ему разлучаться с добрым старцем. И говорит он ему: «Пойдем к нам в дом; мои родители любят таких, как ты; отдохнешь у нас, пищей подкрепишься».



Старец пошел. Пришли в дом; родители Варфоломея с любовью приняли гостя. А гость не захотел сесть, пока не помолится Богу вместе со всеми. Была в доме комната для молитвы – семья-то, видите, какая была набожная! Все прошли в моленную комнату.



Старец и говорит Варфоломею: «Возьми книгу, читай часы – псалмы». Варфоломей прежде худо читал; поэтому он испугался и теперь стал было отказываться, а старец все свое твердил: «Читай, читай!»



Перекрестился Варфоломей, стал читать – и так ему все стало понятно и ясно, и слово за словом так и льется у него из уст. Хорошо читал Варфоломей. Все удивились и все познали, что здесь чудо свершилось, сила Божия проявилась.


И вы, дети, будьте всегда с Богом, у Бога и теперь, и всю вашу жизнь ищите помощи; веруйте в Бога, живите по вере. Bеpa иначе называется «религия», набожный верующий человек называется «религиозный». Вот и воспитание ваше потому называется религиозным.


Еще оно называется патриотическим.


Что это значит?


«Патриот» – это слово не русское; оно означает: человек, любящий свое Отечество. Значит, вас хотят воспитать так, чтобы вы были патриотами, т. е. любили бы свое Отечество и то, что есть в нем. Наше Отечество – Poссия; в ней – русский народ, а во главе его и правит Россией – русский Царь.


Бог правит миром, Бог же и посылает Царя верующему народу, Бог же и дает нам Родину, Отечество, Бог посылает нас жить среди своего народа. Значит, и патриотическое воспитание недалеко от религиозного: оно есть послушание Богу.


Вот Иисус Христос был Бог и Сын Божий и жил на земле среди людей для их спасения – об этом вы узнаете в школе. Но и Он любил Свой народ; Он среди Своего народа проповедывал, и плакал Он, когда видел, что Его родной народ не исполняет Божиего закона и тем губит себя.



Вот и преподобный Сергий, когда был уже великим подвижником, тоже любил свой родной русский народ и горевал, если видел страдания Родины; князю он и сам повиновался, и других заставлял повиноваться; он же благословил князя на битву с врагами России.


Расскажу вам случай из жизни русского народа в глубокую старину. Враги однажды осадили город Киев, при святой княгине Ольге; в это время князь с войском стоял далеко в другом городе; никак нельзя было ему дать знать; трудно было дать знать и жителям на другом берегу реки Днепра – везде по берегу стояли враги.



Тут один мальчик решился на смелое дело: он прошел через весь стан врагов; каждую минуту его могли поймать и убить, а он шел смело к берегу. Как он дошел до берега, прямо бросился в воду и стал плыть на другую сторону pеки. Враги тогда догадались, в чем дело, и стали они в него стрелять, могли его убить, мальчик мог утонуть. Но любил мальчик свой родной народ, и такая любовь дала ему силы и смелость.


Он переплыл реку, дал знать о нападении врагов на Киев и спас его от гибели. Вот что значит быть патриотом! Такое же патриотическое воспитание хотят дать и вам.


Дай Бог вам быть хорошими учениками и успешно принять все то, чему вас хотят обучить и что вам хотят внушить.


Дай Бог вам полюбить Бога и Церковь, быть верующими и Божий закон во всем исполнять, а также полюбить Родину и Царя, и быть полезными для Отечества.



Дай Бог, чтобы чрез много лет, когда будете большими, вы бы могли сказать о себе старинным складным присловьем:
Что школа нам дала,
То в нас и есть:
Бог, Церковь, Родина,
Царь, совесть, честь...

Священномученик Иоанн Восторгов
Речь детям, поступившим в школу
«Общества для содействия религиозному
и патриотическому воспитанию детей», 1908 год
Полное собрание сочинений
протоиерея Иоанна Восторгова.
СПб., 1995. Т. 3.


Tags: ВОСПИТАНИЕ, ДЕТИ, ПРАВОСЛАВИЕ СЛОВО ПАСТЫРЯ, ШКОЛА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments