На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Category:

Светильники истины для иноверных

Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского,
и Варсонофия, еп. Тверского




Святой Гурий родился в городе Радонеже в семье благочестивых бояр в конце IX века.


Родители его были небогаты и поэтому отдали сына в услужение к некоему князю Пенькову.

Тихий и незлобивый юноша любил церковную службу, пост и молитву, был милостив и воздержан во всем. Видя в Гурии такое благоразумие, князь доверил ему управление домом.


Но злые люди оклеветали его, князь, поверив им, разгневался и бросил невинного Гурия в заточение. Там его почти не кормили, но Божия благодать укрепляла и утешала Cвятого. Два года он пробыл в темнице, благодушно терпя все лишения и благодаря за них Бога.


И однажды ему явился ангел Господень, отворил двери подземелья и освободил узника. Гурий немедленно поступил в монастырь и принял иноческий постриг. Со временем он заслужил уважение всей братии послушанием и великими подвигами и, пробыв в монастыре много лет, сделался его настоятелем.

В 1552 году Царь Иоанн Грозный победил Казанское ханство, и оно было присоединено к России. Его жители не верили в Иисуса Христа, а верили в некоего Магомета, что он будто бы Божий пророк. И для просвещения этой страны светом истины Бог избрал преподобного Гурия.



Его посвятили в архиерея и направили в город Казань вместе с преподобными Варсонофием и Германом, верными его помощниками, впоследствии тоже прославленными в лике святых. Царь Иоанн дал им церковную утварь, книги и много икон.


Епископы разных епархий и игумены монастырей тоже жертвовали иконы и книги. Наконец, они собрались, погрузили все в ладьи и поплыли сперва по Москве-реке, потом по Оке и далее по Волге. По пути у каждого города и даже села они останавливались и служили молебны и так, исполняясь божественной благодати и радуя православный народ, прибыли в Казань.

С этого дня и до конца своей жизни блаженный Гурий был светильником истины для язычников и мусульман, населявших Казанскую епархию. Он благовестил им о Господе Иисусе Христе, о Его безконечной любви ко всем людям, о смерти Его за род человеческий, славном Воскресении и спасении всех верующих в Него. И множество мусульман и язычников уверовали в Иисуса Христа, приняли Крещение и тем обрели вечную блаженную жизнь.

Святитель устроил училище для детей, где монахи обучали их грамоте, слову Божию и добродетельной жизни. Он заботился о сиротах и вдовах и не оставлял без помощи никого. И при стольких архиерейских заботах душа его непрестанно молилась Богу днем и ночью и даже во сне.

Молитвы, труды и подвиги сокрушили его здоровье, святитель Гурий заболел и тихо угас. Когда Гурий, архиепископ Казанский, преставился ко Христу, его тело погребли у алтаря соборного храма Преображенской обители в Казани.

Настоятелем этой обители был в то время святой Варсонофий, будущий архиепископ Тверской. Через двенадцать лет он умер, и его похоронили поблизости от свт. Гурия.
Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (+ 1563), и Варсонофия, епископа Тверского (+ 1576), произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей.


Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми.



Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия.


К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае».


Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия.



В Иконописном Подлиннике под 4 октября сказано: «Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие».
Мощи свтт. Гурия и Варсонофия открыли для народного поклонения, и православные жители Казани поспешили прийти и воздать благодарение Богу.

В соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; + 14 октября 1976) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после 4 октября соборную память всем Казанским святителям.
___________________

См.также:


Tags: ЖИТИЯ СВЯТЫХ, ПРАВОСЛАВИЕ ЦЕРКОВЬ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments