На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Category:

Три урока из жития

Поучение в день памяти
святителя Амвросия Медиоланского




Святой Амвросий, епископ Медиоланский, память коего совершается ныне, родился в 340 г. в Галлии, где отец его был правителем.


В детстве лишившись матери, он был старательно воспитан благочестивою сестрою.
Получив блестящее образование, он сделался правителем двух италийских областей.



Префект Проб, посылая его в области, сказал: «управляй ими не как судья, а как епископ». И Амвросий действительно правил милостиво, и все любили его.
 В 374 г. избирали епископа в Медиолан, и произошло разногласие по случаю сего выбора. Амвросий начал приводить к миру ссорящихся, и вдруг в толпе послышался детский голос: «Амвросий епископ!» Слова эти сочли за внушение свыше и, несмотря на сопротивление, выбрали Амвросия в епископа, который своею святою жизнию и ревностью к славе Божией и спасению душ ближних вполне оправдал избрание.
Император и народ, любившие Амвросия префектом, еще более полюбили епископом.



Амвросий усердно и весьма успешно боролся с еретиками-арианами и умиравшим язычеством: в своем сочинении о вере он основательно опроверг все возражения арианския; достиг того, что у язычников были отняты имения, принадлежавшия капищам, и уничтожены почести и преимущества их жрецов.

 Однажды император Феодосий, во гневе, велел предать смерти несколько тысяч возмутившихся солунян. Амвросий написал царю письмо, упрекавшее в жестокости. Когда же Феодосий, не отменив своего жестокого приговора, вошел в собор, чтобы причаститься Святых Таин, то Амвросий не допустил его до причащения.


Царь сказал Амвросию, что и Давид согрешил, но не лишился милости Божией; но Амвросий отвечал: «ты подражал Давиду согрешившему, подражай ему и в раскаянии». Царь принес раскаяние, и был допущен до причащения.

 Святой Амвросий предузнал свою кончину и скончался в 397 году. Он основал много монастырей на западе и оставил много сочинений. Ему принадлежит церковная песнь «Тебе Бога хвалим»:



Мощи святого Амвросия хранятся в Милане. Часть мощей имеется на Афоне.
 Житие св. Амвросия медиоланского
предлагает нам три назидательные урока.


а) Первый тот, что о воспитании детей в духе христианского благочестия нужно заботиться с ранняго возраста, подобно тому как заботилась о святом Амвросии сестра его, благодаря которой брат ее не только получил блестящее образование, но и сделался благочестивым человеком и усердным служителем церкви Божией.

О воспитании, как о начальном источнике истинного добра и счастия, блаженный Тихон, в своем Задонском уединении, так беседует, смотря на «малое деревцо»: «видим, говорит он, что малое деревцо ко всякой стороне удобно преклоняется, куда ни наклонится; и куда преклонится, туда и растет.



Тоже происходит с юным и малым отрочатем...



Научится ли добру в юности своей?

Добр и чрез все житие будет. Научится ли злу?


Как в юности, так и во всю жизнь будет, и из малаго отрока может вытти диавол и ангел. Ибо от воспитания, как от семени – плоды, все прочее время жизни зависит». Поэтому, братия, величайшее преступление совершают те родители, которые, имея возможность, не образуют ни ум, ни сердце, ни волю дитяти, будущаго гражданина и христианина.

б) Второе назидание, которое мы извлекаем из жизни св. Амвросия, то, что призвание к пастырскому служению бывает не случайно, но по воле Божией. Мы видели, что таинственный детский голос прозвучавший в церкви, где выбирали епископа: «Амвросий епископ»! был принят всеми за указание Божие, и Амвросий был поставлен в епископа, и своею святою жизнию и великими заслугами вполне оправдал свое избрание.

Подобный же пример можно найти и в житиях русских святых.

Елевферию (впоследствии св. Алексию, митрополиту Московскому) уже в детстве открыто было высокое назначение его. Раз раскинул он сети на птичек, и долго сторожа их, от утомления задремал. Неожиданно слышит он голос: «Алексий! к чему такой труд твой? тебе надо быть ловцом людей».



Пробужденный тем, отрок изумился необыкновенному голосу и имени Алексия. Это видение глубоко запало в душу его; он стал молчалив, оставил игры и много стал думать о жизни и ее назначении. Родители изумлялись перемене жизни его, спрашивали у слуг о причинах перемены, но те могли сказать только то, что Елевферий часто уходил в места уединенныя.



Спрашивали самого отрока, отчего он уклоняется от людей и занимается только книгами? К чему изнуряет себя постом? «Не печальтесь о мне, добрые родители, отвечал отрок: не делаю я худого, а желаю успевать в благом; пусть исполнится воля Господня».


На 15 году Елевферий уже решился посвятить себя монашеской жизни. На 20 году (в 1320 г.) вступил в московский Богоявленский монастырь и тогда же пострижен с именем Алексия, с тем самым, которое он слышал в сонном видении, за семь лет пред тем. Хотя Богоявленский монастырь был на шумной торговой улице, но Алексий нашел покой здесь, предавшись подвигам. Он проводил время то в храме, то в молитвах келейных; читал книги и усердно изучал священное писание ветхаго и нового завета; бдением ночным изсушал плоть и очищал сердце. (См. Жития святых, Фил. архиеп. черниг.).
Разсказанное здесь событие побуждает нас, возлюбленные мои братия, питать великое уважение к служителям Божиим и слушаться их, как ловцов душ человеческих для небесного блаженства.



в) Наконец, третий урок, который предлагает нам жизнь ныне прославляемаго св. Амвросия, епископа Медиоланскаго, тот, что и мы подобно императору Феодосию, отлученному от причащения святых таин и не допущенному в храм, но тем не менее, несмотря на все преимущества своей императорской власти, повиновавшемуся архипастырю, должны повиноваться своим пастырям церкви.
Иисус Христос говорит в евангелии: «если кто церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. ХVIII. 17). Согласно с этим православные пастыри учат, что все христиане должны повиноваться церкви Христовой и отнюдь ни в чем не должны ослушаться ее определений.

Один древний отец и учитель церкви, «св. Игнатий Богоносец» учит: «потщитеся, возлюбленнии, повиноваться епископам, пресвитерам и диаконам; ибо кто им повинуется, тот слушает Христа, учредившаго их, а кто противится им, тот противится Иисусу Христу; противляйся же Сыну не узрит жизни, но гнев Божий пребывает на нем... Не обольщайтесь, братия мои, – кто следует творящему раскол, тот не наследует царствия Божия». (Послан. к Филадельф. гл. III).

Другой св. отец и учитель церкви, «Киприан, епископ Карфагенский», говорит: «неимеющий матерью церкви, не может иметь отцем своим Бога; – питающие ненависть к священникам и удаляющиеся церкви Христовой, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, не омоют греха своего и самою кровию; – вне церкви нет спасения». («О един. церк.» см. «Хр. ч.» 1837 г.).

 Итак напечатлеем, братие мои, в своей памяти душеполезные уроки, предлагаемые нам житием святого Амвросия, епископа Медиоланскаго, ныне ублажаемаго святой Церковию.






Протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года
__________________
См.также:



Tags: ЖИТИЯ СВЯТЫХ, ПРАВОСЛАВИЕ ЦЕРКОВЬ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments