На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Category:

Ревнитель почитания святых

Житие святителя Московского Макария,
венчавшего Иоанна Грозного на Царство



В сей день – 12 января / 30 декабря – Церковь установила празднование памяти святителя Макария, возглавлявшего Московскую кафедру во времена правления благочестивого Государя Иоанна Васильевича Грозного. Житие сего выдающегося Русского иерарха мы вкратце приводим...

Митр. Макарий благословляет Иоанна IV
во время Венчания на Царство.
Миниатюра из Царственной книги, 1560-е гг.


Святитель Макарий, митрополит Московский, родился в Москве около 1482 года и при Крещении был наречен Михаилом – в честь Архистратига Небесных Сил Господних.


Юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя на служение Богу: он удалился в монастырь преподобного Пафнутия Боровского.



Приняв постриг с именем Макарий, будущий святитель начинает свои монашеские подвиги бдения, смирения, молитвы и послушания, приобщается к книжной мудрости Русского ученого иночества. Это были долгие годы ежедневного труда. О них современник говорит, что Макарий, «много лет пребывая во уставе преподобного Пафнутия, в немже много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив».




Промыслу Божию было угодно воздвигнуть сей смиренный сосуд целомудрия и кротости в более высокую степень церковного послушания. 4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии – архиепископом Великого Новгорода и Пскова. И «послал Господь Бог милость Свою на люди Своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть».


Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов. Он трудится над единообразным устроением новгородских иноческих общежитийных монастырей. Большую заботу проявлял святитель и о создании храмов в своей епархии: всего при нем только в Новгороде строятся, перестраиваются, вновь украшаются после пожаров около 40 храмов, которые, кроме того, снабжались книгами, утварью и сосудами из мастерских, учрежденных святителем.


Вопрос обезпечения храмов книгами стоял перед архиепископом Макарием очень остро, ибо в то время в церковном быту существовало много различных житийных списков и их редакций. В 1529 году святитель предпринимает великий труд собирания и систематизации Русского календарного агиографического года и сведение его в единый корпус Четьих-Миней. Эта работа заняла у него 12 лет.


В 1542 году архиепископ Макарий поставляется на престол Первосвятителей Московских.


В 1547 году он венчал на Царство первого Русского Царя Иоанна IV. Вскоре Иоанн Васильевич собрался в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе Царя, благословляя которого, он предрек ему успех в брани. По окончании похода в Москве воздвигли собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) – дар благодарения Богу от Русского народа, одержавшего победу над нехристианским миром. Освящал храм святитель Макарий.


Годы пребывания святого на митрополии ознаменованы бурной деятельностью в устроении всех сфер Русской церковной и культурной жизни. Вопросы церковной практики, дисциплины, литургики, каноники, агиографии, канонизации святых, иконографии, церковного пения и многие другие митрополит всегда представлял на всеобщее соборное обсуждение.




Так, в 1547 и 1549 годах он созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации Русских святых.


До святителя Макария почитание святых на Руси осуществлялось по благословению и властью местного архиерея. В результате появилось очень много местночтимых угодников, память которых отмечалась в одних, но не праздновалась в других землях. Митрополит, созывая Соборы, инициировал канонизацию подвижников всей полнотой Русской Церкви. Прославление святых требовало написания им служб и житий, необходимы были также и литургические указания типиконного характера о порядке совершения богослужений. Все эти труды взял на себя Преосвященный ради славы Божией и святых угодников, вновь канонизированных на Руси.


В 1551 году, 23 февраля, в Москве в Царских палатах начал работу еще один Собор, созванный святителем, – знаменитый Стоглав. Он рассматривал самые разные вопросы: внешность христианина, его поведение, церковное благочиние и дисциплина, иконопись, духовное просвещение и др. Также при митрополите Макарии начинается в Русском государстве печатание книг.


Постничество и пребывание в молитве было повседневным правилом святого. Об этом современник пишет так: «Когда митрополит Макарий в Москве стал жить, правя слово Божие истинное, <…> так постился, что от воздержания в пище и питии едва ходил, был кроток и смирен, и милостив ко всем, не терпя гордости, и в других ее искоренял со властью, как дитя был умом, оставаясь всегда совершенным».



Однажды Царь Иоанн Васильевич обратился к святителю с просьбой передать ему душеполезную книгу.
Прислан был чин погребения.




Разгневался Царь и сказал: «Ты прислал мне погребальную, а в наши Царские чертоги такие книги не вносятся».



Святой же ответил: «Я, богомолец твой, попросту прислал, по твоему приказу, ведь ты просил книгу душеполезную, а эта всех полезней; если кто ее со вниманием почитает, тот вовеки не согрешит».




В середине сентября 1563 года, на память мученика Никиты, митрополит Макарий совершал Крестный ход, во время которого простудился и заболел.



31 декабря того же года «Преосвященный, дивный святитель и пастырь Митрополии всея Руси, предал душу свою в руки Бога Живаго, Егоже возлюби от юности своея».



По книге: Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского. Т. 2
Декабрь. Приложение. М., 2011




___________________

* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям.
Телефон редакции: 89153536998

См. также:



Tags: ЖИТИЯ СВЯТЫХ, ПРАВОСЛАВИЕ ЦЕРКОВЬ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments