На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Category:

Не давайте святыню на посмеяние

Поучение в день памяти свв. мучеников
Агафопода и Феодула


I. В царствование Диоклитиана и Максимиана жили в греческом городе Фессалониках, или Солуни, два церковнослужителя, старец Агафопод и юноша по имени Феодул, память коих святая Церковь совершает ныне.


Первый из них был диаконом, второй исполнял в Церкви должность чтеца; и оба вели жизнь честную, добродетельную, всю преданную Господу. Бог, по милости Своей, даровал Феодулу чудотворную силу: он помогал страдающим различными болезнями и обратил многих язычников ко Христу.

Вдруг настало гонение на христиан. В Солунь, как и во все города, принадлежавшие Римской империи, было прислано повеление понуждать всех поклонению идолам: поставили на площадь городскую орудия казни на страх ослушникам.



Некоторые христиане тогда удалились тайно из города и скрылись от преследований язычников; иные не устояли против страха мучений и отреклись от веры своей; но многие оставались в Солуни, ожидая спокойно участи своей.



В том числе были Агафопод и Феодул. Они безпрестанно молились в храме Божием. Их взяли, заключили в темницу и потом чрез несколько дней привели к допросу к начальнику города Фаустину.



После напрасных увещаний отречься от Христа и принести жертву идолам, святые мученики были преданы на истязания, которыя спокойно перенесли, продолжая исповедывать имя Господа Иисуса Христа. Губернатор стал потом требовать от Феодула, чтобы он принес и отдал ему христианские книги.


На это Феодул ответил:
 «Если бы я мог думать, что ты желаешь узнать истину и отречься от заблуждений своих, то я, конечно, с радостию принес бы тебе книги пророков и апостолов; но, "зная, что ты имеешь злое намерение, не отдам тебе Божия дара"».

Видя тщету своих усилий и непоколебимую твердость мучеников, губернатор осудил их на смертную казнь и велел потопить их в море. Напрасно друзья их и знакомые умоляли христиан согласиться на совершение жертвоприношения и тем спасти свою жизнь. Приговор был исполнен над ними, и с молитвою на устах предали они души Богу. Волны выбросили на берег тела обоих мучеников, и друзья схоронили их честно.
II. Обратим внимание, братие, на ответ св. Феодула мучителю, когда тот требовал от него выдачи церковных книг: зная твое злое намерение не отдам тебе Божия дара.



а) «Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф. VII, 6), заповедал Господь Иисус Христос апостолам.


Есть люди решительно нечестивые, ожесточенные противники истины, от которых можно ожидать лишь злобного отношения к слову истины.



Как псы, если бы им дали жертвенного мяса, не поняли бы, что это святыня Господня, и с зверскою жадностию уничтожили бы его, как и всякую падаль и нечистоту, так и эти развращенные люди одинаково глумятся, одинаково осмеивают все, что люди считают священным для себя, во что они веруют, как в истину Божию; так же, конечно, отнесутся они и к Христовой вере, к святыне евангельской истины.

И как свиньи не способны оценить достоинства жемчуга и, конечно, попрут его ногами своими, а на падаль и нечистоту набросятся, как на лучшую пищу; так и эти нечестивые люди попирают своими злобными, кощунственными насмешками жемчуг Христовой истины, а ложныя учения признают и проповедуют за истину. Таким людям проповедывать Христову веру не следует, потому что они могут только вредить проповедуемой истине.

б) Но мало этого: проповедание таким людям истины опасно и для самих проповедников: как свиньи, поправши ногами своими брошенный пред ними жемчуг, могут разсвирепеть и, обратившись, растерзать бросивших им жемчуг; так и злобные враги истны могут не только осмеять истину, но и воздвигнуть гонение на ее проповедников. Так это действительно и бывало при распространении Христовой веры апостолами, и поэтому-то они часто должны были отрясать прах от ног своих в тех городах, где замечали в населении решительно враждебное расположение к проповедуемой ими вере во Христа.

III. Этот урок Христов апостолам следует всегда помнить, братие, и нам. Конечно, не каждому из нас предлежит в жизни задача проповедывать истину Христову среди неверующих, утверждать ее в сердцах маловерных и защищать ее от врагов веры и церкви Христовой. Но каждому из нас очень часто приходится вступать в беседу о предметах веры с людьми иномыслящими. И вот, в этих то случаях потребно руководиться не желанием только защитить истину и готовностию засвидетельствовать свою веру, но и рассуждением, не лучше ли для самой истины Христовой и нашей веры уклониться от беседы. Ибо случается сталкиваться иногда с людьми, от которых можно ожидать только кощунственного глумления над святынею веры нашей.

А потом мы должны и вообще помнить, что о предметах святой и драгоценной веры нашей мы должны разсуждать и беседовать с полным благоговением, без страстной раздражительности, без желания самолюбивого оспорить противника и одержать над ним победу, а единственно только с святою ревностию об истине и о спасении ближняго. Будем помнить, братие, что гнев человека ни в каком случае не есть исполнение воли Божией (Иак. 1, 20). Аминь.





http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=18277





Tags: ПОУЧЕНИЯ, ПРАВОСЛАВИЕ СЛОВО ПАСТЫРЯ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments