На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Categories:

Злостное лукавство и благочестивая хитрость

Для принятия заповедей Божиих имей простоту,
а для отражения козней противника - хитрость..
Преподобный Ефрем Сирин



Некоторые верующие недоумевают, читая Евангельскую фразу: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10;16).



Ведь змеиная мудрость - есть в своем роде хитрость, потому что там же в Священном Писании сказано, что «змей был хитрее всех зверей полевых» (Быт.3:1), а хитрить и лукавить никому не подобает, а тем более - христианину.


Как же разрешить данное кажущееся противоречие?



Ответ на данный вопрос можем найти в трудах святителя Иоанна Златоуста, говорящего, «что позволительно употреблять силу хитрости на добро и что даже нельзя и называть ее хитростию, а некоторою похвальною предусмотрительностию не только на войне и против врагов, но и во время мира и в отношении к любезнейшим полезно употреблять хитрость.



Что действительно это бывает полезно не только употребляющим хитрость, но и тем, в отношении к которым она употребляется, для этого подойди к кому-нибудь из врачей и спроси, как они излечивают больных, и ты услышишь от них, что они не всегда довольствуются одним искусством своим, но иногда употребляют и хитрость и при ее помощи возстановляют здоровье больных.




Когда упрямство больных и жестокость самой болезни делают недействительными советы врачей; тогда, по необходимости, врачи прибегают к хитрости, чтобы, как на сцене, можно было скрыть истину.
Если хочешь, я разскажу тебе одну хитрость из многих, которые, как я слышал, устрояют врачи. К одному человеку пристала вдруг сильная горячка и жар увеличивался; все средства, которые могли бы утушить огонь, больной отвергал, а желал и усильно настаивал, умоляя всех приходящих к нему, принести ему много вина и дать ему утолить мучительную жажду.




Но кто согласился бы доставить ему это удовольствие, тот не только усилил бы горячку, но и привел бы несчастного в умопомешательство. Тогда, когда искусство было безсильно и не имело более средств, но совершенно было отвергнуто, употребленная хитрость показала такую силу, как тотчас услышишь от меня.

Врач берет глиняной сосуд, лишь только вынутый из печи, погружает его в вино, и потом, вынув его пустым, наполняет его водою; комнату, в которой лежал больной, приказывает сделать темною посредством многих занавесок, дабы свет не изобличил хитрости, и дает больному пить из сосуда, как бы наполненного вином.



Тот, прежде нежели взял сосуд в руки, вдруг обольщенный запахом вина, не хотел и разбирать того, что было дано ему; но, уверяемый обонянием, обманываемый темнотою и побуждаемый сильным желанием, выпил данное ему с великою охотою; и, насытившись, тотчас получил облегчение от жара и избег угрожавшей опасности. Видишь ли пользу хитрости? Но если бы изчислять все хитрости врачей, то не было бы и конца слову. И можно указать, что не только врачующие тела, но и пекущиеся об исцелении душевных болезней, часто пользуются таким врачеством.

Так блаженный (Павел) привел ко Христу многия тысячи иудеев (Деян. XXI:20–26). С этим намерением он обрезал Тимофея, тогда как к Галатам писал, что «Христос... ничтоже пользует» обрезывающимся» (Деян. XVI:3; Гал. V:2).


Для того он был под законом, хотя считал «тщетою» оправдание от закона при вере во Христа (Филип. III:7–9).
Велика сила такой хитрости, только бы она употреблялась не с злонамеренною целию; или лучше сказать, ее должно называть не хитростию, но некоторою предусмотрительностию, благоразумием и искусством, способствующим находить много выходов в безвыходных положениях и исправлять душевные недостатки.



Так я не назову Финееса убийцею, хотя он одним ударом пронзил двух человек (Числ. XXV:8); также и Илию – за сто (убитых) воинов с их военачальниками, и за обильный поток крови, пролитой им при убиении жрецов демонских (4 Цар. I; 3 Цар. XVIII).



Если же мы опустим это из виду, и если кто будет смотреть на одни дела, не принимая во внимание намерения действовавших, тот может и Авраама обвинить в детоубийстве, а внука и потомка его обвинить в злодеянии и коварстве; потому что один (Иаков) овладел первородством (брата своего), а другой (Моисей) перенес египетские сокровища в израильское войско (Быт. XXVII; Исх. XII:35–36). Но нет, нет; не допустим такой дерзости! Мы не только не виним их, но и прославляем их за это; потому что сам Бог восхвалил их за это.

Обманщиком справедливо должен называться тот, кто пользуется этим средством злонамеренно, а не тот, кто поступает так с здравым смыслом. Часто нужно бывает употребить хитрость, чтобы достигнуть этим искусством величайшей пользы; а стремящийся по прямому пути нередко наносит великий вред тому, от кого не скрыл своего намерения».   



http://www.ruskalendar.ru/news/detail.php?ID=21666




Tags: ПОУЧЕНИЯ, ПРАВОСЛАВИЕ СЛОВО ПАСТЫРЯ
Subscribe

  • Священная война

    09.05.2021 Промыслом Божиим она была попущена ради спасения России Эта победа далеко превосходит все геополитические границы. Победа…

  • Россия будет жить, а враг будет разбит!

    09.05.2021 Слово митрополита Вениамина (Пушкаря) к духовным чадам на День Победы 9 мая Христос Воскресе! Дорогие ветераны! Братья и…

  • «Эта великая Победа именуется Победой жизни»

    02.05.2021 Митрополит Онуфрий обратился с Пасхальным посланием архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments