Вооружаясь на подвиг за евангельскую истину, и приготовляя себя на разорение лжи, будучи распаляем огнем ревности по истине, благовременным нахожу сказать с блаженным Давидом сказанное им в назидание пророкоубийцам, или лучше – христоубийцам и роду иудейскому:
«Сынове человечестии, доколе тяжкосердии, вскую любите суету, и ищете лжи»(Пс. 4, 3)?
Воистину тяжкосерды суть и искатели суеты и лжи, и омрачены глубокою тьмою те, которые, не покоряясь апостольским, пророческим и отеческим учениям, прилепляются вавилонскому бесовскому раболепству, правильнее же, последуют ухищрениям и злодеяниям бесовским, и так упорно, что скорее готовы отречься своей души, если бы кто-либо стал муками истязывать их по причине их нечестия, чем отказаться сколько-нибудь от звездозрительного раболепства бесам.
И это не удивительно: ибо надлежит и начальнику и законоположнику этого обмана, отцу лжи, который вСвященном Писанииназывается умом ассирийским, как не мудрствующий нисколько богоугодно и благочестиво, иметь, как бы некоторых представителей, твердых умом, выставляемых им, как в них живущий и действующий. Таких имел он, льстец, при фараоне, царе египетском, которых и выставлял против блаженного Моисея, стараясь чрез них омрачить явственные оные чудеса.
Таковых восставил он против блаженного Иеремии, усиливаясь показать, что его спасительные ответы, какие он давал народу иудейскому, никуда не годны. Такого воздвиг он против блаженного Петра, в лице самарянина Симона, желая, скверный, в самом начале евангельской проповеди выставить непотребным это сеяние. Такового, в лице Илиодора, вооружил он против преосвященнейшего епископа Катанского Льва.
Многими таковыми и ныне еще повреждает Святую Соборную АпостольскуюЦерковьХристовуэтот пагубный дракон, который все, что Создателем насаждено в человеке, созданном по образу Божию: – свободу воли и разума, чем человек преимущественно пред другими тварями является созданным по образу и по подобию Божию, он приписывает сочетанию зодиаков и звезд, и сему присвояет зависимость в избрании добродетелей и пороков.
И в такое безумие достиг этот богоборный отступник, что утверждает бесстыдно, что самое благочестие и честное жительство прекратится, и что действием Зевса и Арея (Марса) оно вскоре опять введется в Церковь Христову, и будет обновление и новый закон, зависящий от движения планет и зодиаков. О какая хула! Увы, какое сатанинское злоумышление!
На какую высоту злочестия взошел этот скверный! Какой христианский слух, хотя бы кто только краем уст коснулся апостольского напоения, потерпит это? Мне же кажется, что те, которые так говорят, тайно про себя думают, хотя и не смеют еще явно проповедовать свою ложь, что и Спаситель нашИисус Христоспроизведен движением планет, по необходимости принял плоть и предан кресту, и по той же необходимости совершил все те дивные и чрезъестественные чудеса. Что эти скверные так думают, – явствует из того, что они бесстыдно говорят, что Зевсом и Ареем опять введется наше благочестие и чистое жительство. Что же может быть нечестивее, теперь или впоследствии, такого мудрования?
Если круговращением звезд, их сочетанием и сближением, подаются нам божественные дарования, и производится обновление их после того, как они ослабеют, и разум наш и произволение наших душ находятся в зависимости от свойств зодиаков, и ими направляется или к добродетели, или к жизни порочной, то апостольская проповедь является излишнею, излишня и вера наша.
Пусть в таком случае будет отвержен закон, пусть перестанет проповедь Евангелия, пусть прекратятся молитвы и приношение жертв: все это – излишне и бесполезно, если мы состоим под насилием таких насильников – владык, и ими против воли привлекаемся ко злу: или Афродитою – к блуду, или Ареем – к убийству и разбойничеству, или к воровству – Гермесом, или ко гневу и непримиримой вражде – враждебнейшим Кроносом.
Пусть никто уже не заботится о добродетели и не старается отстать от пороков; но, узнав свой жребий, каков он, пусть ожидает себе от него или добра, если достался в жребий доброму господину, а если достался злому, то пусть напрасно не старается освободиться от порабощения своему владыке, ибо никогда не возможет он освободиться от сего порабощения, сколько бы не предпринимал для этого подвигов.
Пусть не боится таковой страшных испытаний праведного Судии, ибо он будет иметь тогда достаточное оправдание, состоящее в насилии злого своего властелина, которым и против воли привлекался к различным порокам.
Также и тот, кто преуспел в добродетели, пусть не ожидает себе от Судии воздаяния за правду и истину, ибо добродетели его зависели не от его собственного произволения, а от насилия того властелина, которому он случайно достался в жребий, и которым он, как какое-нибудь подъяремное животное, направлялся идти правым путем и предохранялся от пропастей зла, находящихся с обеих сторон.
Преподобный Максим Грек
http://www.rusfront.ru/16538-zvezdozritelnoe-rabolepstvo-besam.html