На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Category:

(Слово святого Афанасия, яко мнози праведнии злою смертию умирают, а грешнии – праведною)

Не должно смущаться тем, когда иногда видим, что благочестивые умирают внезапною смертью, а грешники – обыкновенною и погребаются честно.



Смерть безостановочно делает свое дело и беспощадно, на каждом шагу, косит и богатого, и бедного, и праведного, и грешного.


Но постигает она не всех одинаково: один умирает спокойно, другой в страшных мучениях; один после продолжительной болезни, а другой внезапно. Тут мы часто и приходим в недоумение.


Иной раз, видишь, и грешник умирает спокойно и погребается честно; а иной раз и благочестивый отходит внезапною или тяжкою смертью и погребается бедно. Мы и думаем: за что же грешнику дана хорошая смерть и честное погребение?


И за что благочестивый так бесславно умер и погребен убожески? Как решить эти вопросы?

Один инок, пришедши в город, чтобы продать свое рукоделье, видел погребение некоторого злого вельможи и удивлялся тому, что беззаконника провожали с великою честью, церковною и гражданскою. Еще более поразило его то зрелище, какое он увидел, возвратясь в пустыню: благочестивый старец, наставник его, лежал растерзанный гиеною.



«Господи, – взывал осиротевший пустынник, – почему это злой вельможа сподобился столь славной смерти, а этот святой муж растерзан зверем?»


Плачущему явился Ангел и сказал:
«Не плачь по твоем учителе. Злой вельможа имел одно доброе дело и за то сподобился честного погребения; но награда его только здесь, а там ожидает его казнь за все злые дела его. Напротив, твой наставник, хотя во всем угоден был Богу, однако у него был один порок, от которого он и очищен злою смертью (Прол. Июля 21).

Итак, нечего нам много рассуждать о том, отчего так праведник умер и отчего иным, лучшим его, образом умер грешник. Будем помнить, во 1-х, то, что пути Божии неисповедимы, а во 2-х, что главное дело – не в смерти человека и погребении его состоит, а в том, что его ожидает по смерти.



Ведь и приточный богач тоже, конечно, богато погребен был, а Лазарь бедно.

Но что из этого?


Первый, сказано, пошел во ад в муку, а второй унесен был Ангелами на лоно Авраама. Значит, наше дело, по отношению к умершим, не судить, кто как из них умер, а в том состоит, чтобы молиться за них. Бог лучше нас знает, кому какую смерть послать и что кому и по смерти воздать.


Когда же мы судим об этом последнем, то тем вмешиваемся в распоряжения Господни и грешим. Да не будет же подобных бесполезных суждений об умерших между нами впредь, а пусть горячая молитва наша сопровождает каждого из них в загробный мир. Аминь.


Пролог в поучениях на каждый день года
Протоиерея Виктора Гурьева

Tags: ПОУЧЕНИЯ, ПРАВОСЛАВИЕ СЛОВО ПАСТЫРЯ, СВЯТЫЕ ОТЦЫ
Subscribe

  • Праведный Иоанн Кронштадтский

    02.01.2021 Святой Иоанн Кронштадтский родился в благочестивой семье бедного сельского псаломщика в Архангельской области, на севере России в…

  • Тайны и загадки об Илье Муромце

    01.01.2021 В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными.…

  • Житие святителя Николая Чудотворца

    19.12.2020 Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и Чудотворец, глубоко чтим всем христианским миром и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments