На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Category:

Должно всегда воздыхать ко Господу

Чтобы даже терния, камни и почву при дороге обратить в землю плодоносную


15.08.2019



Согласно притче о сеятеле (см.: Мф. 13, 1–8), Господь разделяет сердца всех людей на несколько категорий: земля при дороге, каменистая почва, терние, т.е. сорняки, и добрая земля.


Первые три не приносят плода, а добрая земля, т.е. православные христиане, приносит плод в 30, 60 и 100 крат.


По толкованию Святых Отцов, 30 крат – законное супружество, 60 – честное вдовство, а 100 – монашество.

Или же 30 крат – законное супружество, 60 – общежительное монашество, 100 – отшельничество (см.: Блж. Феофилакт Болгарский. Глава тринадцатая//Толкование на Евангелие от Матфея).

Однако, «хотя и добрая земля будет, – говорит святитель Тихон Задонский, – на которой семя посеяно, однако ж плода не может сотворить, ежели теплотою солнечною не будет согреваться и дождем орошаться» (Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Сокровище духовное. М., 1994. С. 62–63).


Чтобы лучше донести эту святоотеческую истину до христиан, преподобный Макарий Великий прибегает к сравнениям, взятым из нашей повседневной жизни. Ищущий, но немощный – это у него то больной богач, окруженный своими родными, которому ни они со всей своей любовью, ни он сам со всем богатством помочь не могут, и вынуждены искать человека, владеющего врачебным искусством.



То грудничковое дитя, которое проголодается или другого чего пожелает, но не будучи в силах сдвинуться с места, плачет и кричит, чтобы мать услышала и накормила или защитила.



То имеющий нужду переплыть через реку, который ищет лодку, плот или корабль (см.: Свт. Феофан Затворник. Псалом сто осмнадцатый, истолкованный святителем Феофаном. М., 1993. С. 31). Из предложенных святым образов, наверное, наиболее пригодный для описания нашего состояния – это младенец.

Кого из нас, уверовавших в Господа и ставших чадами Православной Церкви, ни возьми, мы все или почти все в духовной жизни младенцы. Мы всюду обложены немощью, скорбями и искушениями, для освобождения от которых нуждаемся в великой помощи Божией.


Но даже, предположим, кто-то уже преуспел на духовном пути, и его младенцем уже не назовешь. Однако и такие не менее нас, а может даже и более ощущают нужду в помощи Божией.




Святитель Августин Иппонийский в толковании на слова 5-го стиха 118 псалма «о, если бы исправились пути мои», поясняет:
 «Иные думают, что в стремлении нашем к святости вся помощь свыше ограничивается лишь сообщением нам ведения о заповедях, так что, познав их, мы без особой уже благодати, одними своими силами, можем исполнять их.
 Для вразумления таких, святой пророк выражает здесь желание высшей благодатной помощи к хранению заповедей Божиих уже после того, как им приняты были заповеди Божии, о чем сказано в предыдущем стихе» (Цит. по: Свт. Феофан Затворник. Указ. соч. С. 30).




Затем блаженный Августин дает перифраз пророка:
«Он как бы так говорит: я уже получил заповеди, которыя Ты заповедал хранить зело; я знаю их: но заповедь Твоя свята и праведна и блага; я же продан под грех, который и благим мне содевает смерть, если не поможет мне благодать Твоя (ср.: Рим. 7, 13). Помоги же!» (Там же).


У каждого из нас – и семейных, и вдовых, и монашествующих – имеются какие-то скорби, болезни, искушения или печаль о наших близких, образ которых терние, земля при дороге или каменистая почва. Мы пытаемся то теми, то иными средствами им помочь или уврачевать, но от наших действий видим мало успеха.


Однако если попробуем, несмотря на свою занятость, на каждое дело призывать помощь Божию и благодарить Его по окончании всякого дела, то уже от одного этого небольшого действия могут появиться неожиданные результаты. Если же, по крайней мере, на крупные дела будем брать благословение у священнослужителей, а также заказывать молебны Спасителю, Божией Матери, святителю Николаю Чудотворцу и своему святому покровителю, то дела пойдут еще успешнее.


Действуя так, можно даже терние, почву при дороге или каменистое место обратить в землю добрую и плодоносную

 «Сего ради должно всегда ко Господу воздыхать, чтобы благодатию Своею сердца наша согревал и орошал» (Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. С. 63).

Тогда успешно пойдет и наша духовная жизнь, и наша деятельность на пользу и благо ближних.

Монах Николай
___________________


См. по теме:

Tags: НАСТАВЛЕНИЯ, ПРАВОСЛАВИЕ ЦЕРКОВЬ, СВЯТЫЕ ОТЦЫ, СЛОВО ПАСТЫРЯ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments