На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Category:

И несчастия полезны

Слово святаго Иоанна Златоустаго,
яко потребны суть напасти,
и яко не присно нам
бес злобы виновен бывает




В бедствиях, постигающих нас, и неприятностях, встречающихся с нами, мы привыкли, братие, видеть одно лишь зло и не хотим знать, что они часто могут быть полезны для нас и спасительны.




А это последнее знать нам не мешало бы, ибо, тогда,
во-первых, мы не предавались бы в них безнадежной скорби, малодушию и унынию;

во-вторых, мужественно бы боролись с ними и, в-третьих, пожалуй, и принимали бы их без ропота, а с благодарностью к Богу.



Скажете: да какое же добро может заключаться в бедствиях, и какая может быть польза от них, и каким образом они могут быть спасительны нам?


На все это ответы мы дадим вам, братие, но только, для большего убеждения вашего, не от своих слов, а от слов вселенского учителя... Надеемся, вы поверите ему более, нежели нам. Что же говорит он? Вот что: «Повелел Фараон бросать в реку младенцев; но если бы этого не было, то не был бы сохранен Моисей и в царских палатах не был бы воспитан.






И, когда он жил в роскоши, не был в почете, а когда был изгнан – в чести стал... Некогда грозил ему Еврей и говорил: «Не хочешь ли ты и меня убить?» И это было ему на пользу; ибо вело его к тому, чтобы зрел в пустыне видение... и стать после того известным. И чем более восставали против него Иудеи, ТЕМ более, чрез это, он прославлялся.



Так же было и с Аароном; и когда восстали против него, тем более принесли ему славы. После этого и первосвященническая возложена на него одежда, и кидар (род митры) на голову его, и прочее все по достоинству его, чтобы не сомневались более в его Божественном избрании. Три отрока были брошены в печь и сего ради прославлены.


Даниил ввержен в ров и, по выходе из него, стал славнейшим. Итак, видишь ли? Великие напасти и здесь служат на пользу, не говоря уже о жизни будущей. Но скорби и испытания, продолжает вселенский учитель, полезны и с другой стороны.



Если кто питается при дворе царском, не зная ни забот, ни скорбей, не будучи никем прогневляем, и все, что желает, получает и имеет всех в послушании: не делается ли он подобным бессловесным?



И не делаются ли иногда, наоборот, нищие разумнейшими богатых, потому что постоянно принуждены бороться с нуждой?



Или, посмотрите на тело: когда оно праздно и без движения, тогда становится болезненным и неприятным на вид; а когда находится в движении и трудах, тогда бывает и красивым, и здоровым. Точно так же разумей и относительно души.



И как железо, лежащее без употребления, ржавеет, а обрабатываемое сияет, так то же бывает и с душою, смотря по тому, остается ли она без движения, не обуреваемая скорбями, или находится в постоянном бодрствовании, возбуждаемая ими. И если бы не было ничего, что бы возбуждало нас, то не было бы и движения.



И если бы все делалось по нашему желанию, тогда бы не могли научиться рассуждению и искусству. Так и добро и скорбь, в меру бывающая, добро и печаль, добро и скудость, ибо все это мужественными нас делает...



Поэтому да не негодуем, но радуемся в печалях; ибо они, суть врачевства, полезные в наших ранах, и хотя, с одной стороны, горьки, за то с другой – сладки...

«Будем благодарны Богу и за скорби; ибо не без рассуждения Он попускает оные, но соделывая чрез них полезное нашим душам. Благодаря же Бога, не забудем, что здешние скорби временны, и станем простирать свои мысли на будущее, чтобы все перенести доблестно и будущих благ сподобиться благодатью Господа нашего Иисуса Христа».



Итак, по слову св. Златоуста, бедствия полезны для нас потому, что оставляют после себя нередко благотворные последствия, и необходимы вследствие того, что делают нас мужественными и терпеливыми.



Принимая к сердцу сказанное св. Златоустом о пользе скорбей и бедствий, обратим внимание и на следующие примеры ежедневного опыта.


Скажите, братие, когда в человеке, являются более живая вера и упование на Бога?


В бедствиях.


Когда он усерднее молится Богу и чаще из глубины души восклицает: Боже мой, Боже мой?


В бедствиях.


Когда он делается смиреннее?

Опять в них же.




Итак, значит, бедствия полезны еще и потому, что они становят человека ближе к Богу, а следовательно, и к Его Небесному Царствию.



Поэтому в бедствиях не одно зло, но и польза; не одно горе, но и спасение. Да оно так и на деле есть, ибо иначе не сказал бы Господь, что многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие
(Деян. 14, 22).

А если сказал, то уже и несомненно, что напасти нас вводят в оное и, следовательно, несомненно, повторяем, и спасительны для нас. А если и это справедливо, то кто же, кроме маловерного, будет малодушествовать в них, и кто же, кроме не знающего Бога, – отчаиваться в них?


Думаем, что вы не из таковых, братие, и пребудете верными Богу и в бедствиях, и, сознавая пользу их, и в оных останетесь непоколебимыми, как скала. И дай Бог, чтобы предположения наши, относительно вас, верны были.
Аминь.



Пролог в поучениях на каждый день года.
Протоиерей Виктор Гурьев.





http://www.rusfront.ru/17034-i-neschastiya-polezny.html






Tags: НАСТАВЛЕНИЯ, ПОУЧЕНИЯ, ПРАВОСЛАВИЕ СЛОВО ПАСТЫРЯ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments