Знайте, братие, что развратным и без покаяния умершим людям и розданная ими милостыня в пользу им не послужит.
Это видно из следующего.
Жил некогда в Царьграде один человек, весьма славный и богатый и милостивый к бедным: но в нем был один порок: он всю жизнь свою провел в грехе прелюбодеяния и в старости без покаяния в этом грехе скончался.
После его смерти у патриарха Германа с его епископами о душе умершего произошел спор.
Одни говорили, что умерший спасен, ибо написано, что «избавление мужу есть его богатство», а другие, напротив, говорили, что умерший погиб, потому что сказано: «в чем застану, в том и сужу».
После этого, патриарх повелел всем монастырям и затворникам молиться об умершем Богу, чтобы Он открыл загробную его участь.
И в это время Господь открыл одному затворнику, ГДЕ пребывает душа та.
После его смерти у патриарха Германа с его епископами о душе умершего произошел спор.
Одни говорили, что умерший спасен, ибо написано, что «избавление мужу есть его богатство», а другие, напротив, говорили, что умерший погиб, потому что сказано: «в чем застану, в том и сужу».
После этого, патриарх повелел всем монастырям и затворникам молиться об умершем Богу, чтобы Он открыл загробную его участь.
И в это время Господь открыл одному затворнику, ГДЕ пребывает душа та.
Затворник этот призвал патриарха и, при всем народе, сказал ему: «В эту ночь, во время молитвы, я увидел некоторое место, с правой стороны которого был рай, исполненный неизреченных благ, а с левой – огненное озеро, из которого пламень восходил до облаков.
Между же раем и среди страшного пламени стоял привязанным умерший муж и громко стонал, взирая же к раю, горько рыдал.
И подошел к нему светоносный Ангел и сказал: «Что напрасно стонешь? Вот, ради твоей милостыни, ты от муки избавлен; а за то, что не оставил своего беззакония до смерти, лишен ты рая блаженного».
Слыша это, патриарх и бывшие с ним, одержимые страхом, сказали: «Правду говорил Апостол: ’бегайте блуда’. И что теперь скажут говорившие: ’если мы и блуд творим, но зато милостынею своей будем избавлены от наказания за него?’»
Вот и умершему нужно было и милостыню творить, и чистоту соблюсти, без которой никто не узрит Бога. Никакой пользы не приносит дающему серебро, подаваемое им нечистою рукою и с душою нераскаянною.
Итак, братие, если, с одной стороны, делать что-либо доброе, а, с другой, смертно согрешить, это значит одною рукою строить здание, а другою разрушать его. Поэтому не будем хромающими на оба колена и всецело посвятим себя Господу.
Будем помнить, что добродетели суть ступени лествицы, ведущей к небу, и имеют между собою неразрывную связь. Отнимите грехом цену у одной добродетели – сама собою потеряет цену и другая.
Так не забудем, что никто, возложивый руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лук. 9, 62). Аминь.
Пролог в поучениях на каждый день протоиерея Виктора Гурьева
Будем помнить, что добродетели суть ступени лествицы, ведущей к небу, и имеют между собою неразрывную связь. Отнимите грехом цену у одной добродетели – сама собою потеряет цену и другая.
Так не забудем, что никто, возложивый руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лук. 9, 62). Аминь.
Пролог в поучениях на каждый день протоиерея Виктора Гурьева