На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

«Заря таинственного дня»

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Успение Божией Матери – праздник завершения скорбей земной жизни Девы Марии.



Но неужели кончина человека может стать поводом для торжества?

Во всем мире во все времена смерть традиционно воспринималась как ужас и горе, как глубочайшее несчастье.

Многие люди боялись даже думать о ней и потому разными способами, например, с помощью лжерелигий и философии, старались заглушить в себе мысли о неизбежном завершении земного бытия человека.

Такие несчастные есть и теперь, равно как и иные – мнимые богословы, пытающиеся противоречить Самому Богу, представляя смерть как полное уничтожение личности.






Эти люди, движимые своими искаженными понятиями о любви, «подправляют» Божественное откровение о загробной участи грешников и наделяют Бога неким «сверхчеловеколюбием», утверждая, что Он не станет вечно мучить законопреступников в аду. Гордость ума, увы, не позволяет им примириться с Господом.



Но как же трудно этим горе-учителям и их последователям жить в постоянном противлении внутреннему голосу совести, гласу Вечности, предчувствию, что наше бытие не кончается после смерти тела! А слово Божие непреложно, Спаситель недвусмысленно предупреждает: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46).
О вечности грядущего наказания грешников в Евангелии и посланиях апостолов говорится неоднократно: Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Мк. 3, 29); Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовестию Господа подвергнутся наказанию, вечной погибели (2 Фес. 1, 9).



Об этом же единодушно свидетельствуют Святые Отцы Церкви. Однако, несмотря на столь явные указания, еще в первой половине III века Александрийский пресвитер Ориген стал учить, что в конце времен все разумные существа – и нечестивые люди, и даже демоны – спасутся. Эта ересь была осуждена на четырех Поместных Соборах, а затем на Пятом Вселенском, и последующие Вселенские Соборы Святых Отцов подтвердили ее анафематствование.


Но, к сожалению, в наш век Оригеново лжеучение о всеобщем спасении тщанием отступивших от истины модернистов вновь проникло в Православную Церковь и заражает неокрепшие в вере умы. В частности, его проповедует Алексей Ильич Осипов – известный профессор, считающийся богословом; в связи с этим несколько лет назад он был соборно осужден монахами Святой Горы Афон.



О причине распространения сей богопротивной ереси преподобный Иоанн Лествичник пишет так: «Все, а особенно падшие в грех, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии [и милосердии], весьма приятно людям сластолюбивым».



Действительно, как правило люди, отрицающие Вечную Жизнь, время своего земного существования проводят в ненасытном, хищническом потреблении благ мира сего. И, превращая это в самоцель, они безудержно расходуют его на ублажение своего эгоизма, и так постепенно их жизнь совершенно утрачивает всякий смысл.

Но смерть Девы Марии раскрывает нам абсолютно иную картину бытия, в которой земная жизнь устремлена к небесному и полностью проникнута вечным, так что конец ее – уже не страшное поражение, а победа и радость начала нескончаемого блаженства. В церковном песнопении Богородица именуется «Зарей таинственного дня». Мы еще вернемся к этому эпитету, а сейчас кратко вспомним само событие Ее Успения.
Незадолго до кончины Матерь Божия стала часто уединяться для молитвы на Елеонской горе, где Она в последний раз видела Своего Сына в день Его Вознесения. Там Она обращала взоры к Небу, желая вновь узреть возлюбленное Чадо и Господа. Ей было уже около 60 лет, и ожидание встречи с Тем, в Ком заключался смысл Ее жизни, к Кому Она имела великую и безконечную любовь и стремилась всей душой, становилось все более напряженным.



Но при этих нелегких переживаниях Пречистую никогда не покидало чувство глубокого смирения перед Промыслом Божиим. И вот наконец пришел тот час, когда во время молитвы к Ней вновь, как прежде при Благовещении, явился Архангел Гавриил, принесший долгожданную весть. По слову небесного посланника через три дня Она должна была завершить свою земную жизнь, душой преселившись в Царство Ее дорогого Сына и Господа Иисуса Христа. Светлая, неземная радость охватила Деву Марию, когда Архангел вручил Ей ветвь от Райского древа Жизни, чтобы тем самым удостоверить в скорой встрече со Христом.

В час прощания со здешним миром Богородица пожелала видеть возле Себя самых близких Ее сердцу людей – друзей Христовых, святых апостолов, и своих земных сродников. Чудесным образом в день Ее кончины все они, кроме апостола Фомы, собрались к Ее одру.



В утешение Богоматерь открыла им тайну Божественного Промысла о том, что по смерти Она станет Ходатаицей за всех христиан, не оставит земной мир и будет посещать и хранить верующих в Ее Сына людей. Это ободряющее обетование нашло отражение в праздничном тропаре: «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице»


В момент блаженного преставления Божией Матери ярко горели свечи в руках апостолов, воспевавших псалмы и молитвы. И вдруг всю комнату озарил необыкновенный свет, и они в изумлении увидели, что потолок и стены исчезли и сверху, окруженный сонмом Ангелов, к ним сошел Сам Христос. Приветствуя Сына со своего смертного одра, Богородица тихо произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем!»



И, сомкнув телесные очи, предала душу Свою в Его руки. А затем при пении Ангелов: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», Христос с душой Своей Матери снова вознесся на Небо, в Царство Бога Отца, туда, где обитают победители смерти и торжествует Жизнь Вечная.


Пречистое тело Богоматери было с трепетом погребено апостолами в Гефсиманской пещере, рядом с гробницами Ее праведных родителей Иоакима и Анны. Не отходя от могилы, ученики Христовы непрерывно совершали моления. Апостол Фома прибыл ко гробу Владычицы лишь на третий день по Успении и сильно опечалился тем, что не успел с Ней проститься. Тогда апостолы решились открыть пещеру, чтобы он смог поклониться и приложиться к нетленному телу Богородицы.



Но, убрав заграждавший вход камень, они с великим изумлением увидели, что Ее пречистого тела во гробе нет!



Апостолы недоумевали и не знали, как поступить, но чувствовали, что с телом Пресвятой Девы совершилось нечто дивное и величественное.


Возблагодарив Бога, они закрыли пещеру и возвратились в дом, где обыкновенно собирались для молитвы. Их не покидало ощущение ожидания и надежды на то, что это таинственное исчезновение есть дело особого Промысла Божия.



И вскоре, во время трапезы, в сиянии небесного света, окруженная Ангелами апостолам неожиданно предстала в земном теле Сама Пречистая Дева и Своим телесным воскресением разрешила все их сомнения, повторив обетование: «Я с вами буду, когда будет нужда, во все дни до скончания века».

В песнопении праздника о воскресении Богородицы поется: «На безсмертное Твое Успение, Богородице Мати Живота, облацы апостолы по воздуху восхищаху…» Какие удивительные слова: «Безсмертное Успение», т. е. смерть безсмертная! Вот она, «Заря таинственного дня»: Богородица воскресла, как и Господь наш Иисус Христос. Разница между Ней и Господом в данном случае состоит лишь в том, что



Она была зачата земными родителями, и над Ней, как и над всеми нами, по рождении тяготел первородный грех. Воскрешение из мертвых Пресвятой Девы было совершено именно для того, чтобы люди знали, что с момента Восстания Христова воскресение принадлежит не только Ему, Богочеловеку, но и всякому уверовавшему в Него земнородному. Как утренняя заря предшествует наступлению нового дня, так заря воскресения Богоматери предвозвещает иной, пока еще таинственный для нас день будущей Жизни.
И потому Успение Пречистой учит нас помышлять о нашей кончине не как о конце всего, но как о начале, о пасхальном переходе от смерти к новой жизни.



Не ужас, не отчаяние, а вера, надежда и любовь должны сопутствовать нашему преставлению. Всякий страх, внушаемый врагом спасения, чающим поработить христиан и подчинить себе, своим правилам их духовную жизнь, надо гнать – особенно нам, верующим последнего времени.





Мы должны быть необычайно храбрыми и безконечно смелыми, потому что за наше спасение ратуют и Христос, и Богородица. Они дают нам как опору и щит твердую заповедь: никогда не отчаиваться! И сколько бы мы ни грешили, сколько бы ошибок ни сделали – все поправимо! Пока мы живем, мы имеем возможность покаяться – а значит, надежду спастись.

С каждым ударом сердца приближается момент нашего перехода в Жизнь Вечную. Но на жизненном пути возникают преграды – уловки противника Божия, диавола. Ибо настоящая, воистину ужасная смерть – это смерть человеческого духа. Вот ее и готовит он для тех, кого сразит своими орудиями: клеветой, ложью, гордыней, безудержной злобой, завистью, грехолюбием и страхованиями. Этими средствами он пленяет людей в земной, временной жизни, заставляя их служить только плоти и склоняя к забвению Бога.




Вставший на такой путь человек лишается духовного разума, и его посещает, по слову Господню, дух заблуждения, дух лестчий – так что он верит не истине, а лжи, хотя по наружному своему облику, словам и поступкам вроде бы остается христианином. Но о сих мнимых, внешних «христианах» Господь изрек: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф. 15, 8–9).

А для смелых и любящих Господа смерть за Него – лишь Успение, сон, за которым последует пробуждение к Жизни Вечной. И Матерь Божия – из нашего рода человеческого, в молитвах за нас неусыпающая, Та, Которую смерть не удержала, – вдохновит нас на дерзновение и будет сопровождать до этих светлых дверей успения и встречать всех, претерпевших испытания ради Ее Сына до конца.




С истинной верой и любовью приступают к этим Царским Вратам, становясь причастниками Царства Небесного – той жизни, где никто нас не обидит, где не будет зависти, злобы и страха. Вдумайтесь только: это состояние вечной радости – ради него можно принять и перенести во временной жизни любые невзгоды! Вот тогда наша смерть подлинно станет не разлукой, а соединением, не рыданием, а ликованием, не поражением, а победой!

Именно эту победу и празднуем мы в день Успения Пресвятой Богородицы. И молясь перед Ее плащаницей, наши души должны наполняться и просвещаться лучами светлой зари грядущего дня Жизни Вечной. С Праздником! С Богородичной Пасхой!
Аминь.


Протоиерей Георгий Вахромеев,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва



___________________


* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации.


А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям.
 Телефон редакции: 89153536998.
См.также:




http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=19124



Tags: ПРАВОСЛАВИЕ СЛОВО ПАСТЫРЯ, ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments