Наука. Медицина. Образование
06.09.2019
В продолжение публикации:
НАУКА
Безусловно, наука в Российской империи возникла не при Царе Николае II.
Ее фундамент закладывался на протяжении столетий.
К началу царствования Николая II в России уже были серьезные научные школы во многих областях.
Причем, развивались как фундаментальные (математики, механика, биология, химия и др.), так и прикладные науки (прикладная механика, химия с наукой о материалах, биология с приложениями к медицине и сельскому хозяйству и др.).
Практически во всех научных школах имелись свои выдающиеся ученые, деятели. Российская научная школа по биологии занимала сильнейшие позиции в мире: активно развивались направления нейрофизиология (ее известные представители Н.Е. Введенский, князь А.А. Ухтомский), генетика и селекция (Н.И. Вавилов, А.С. Серебровский, С.С. Четвериков, Г.Д. Карпеченко, перед революцией только начавшие путь в науку, были учениками уже всемирно известных тогда ученых Н.К. Кольцова, С.И.
Жегалова, Д.Н. Прянишникова), двум русским ученым И.П. Павлову и И.И. Мечникову были присуждены Нобелевские премии и др. [Беседа с Сапрыкиным Д.Л. 2018].
В 1915 году в России должен был состояться Мировой химический конгресс, что являлось признанием достижений русской химии во всемирном масштабе и во всех областях этой науки (физической химии, науке о материалах и металловедении, кристаллографии и т.д.).
Отметим также, что в это время только Германия превосходила Россию по числу выдающихся химиков (среди известных русских химиков можно вспомнить царского генерала и академика В.Н. Ипатьева, профессора МГУ А.Е. Чичибабина и др.).
Отметим также, что в это время только Германия превосходила Россию по числу выдающихся химиков (среди известных русских химиков можно вспомнить царского генерала и академика В.Н. Ипатьева, профессора МГУ А.Е. Чичибабина и др.).
В математике и механике русская научная школа тоже относилась к числу сильнейших в мире. В Москве сложилась школа Н.Н. Лузина и Д.Ф. Егорова, которая потом прославила советскую математическую науку. В Санкт-Петербурге, Казани, Киеве, Харькове, Варшаве и других университетских центрах империи появлялись сильнейшие школы по математике, механике и математической физике.
Другая отрасль науки тесно связана с математикой – это инженерия. Русской инженерной школе как минимум 300 лет, и всё это время она остается одной из сильнейших в мире. Еще при Петре I была создана Школа математических и навигацких наук, из которой впоследствии выросли лучшие военно-инженерные учебные заведения России. Далее, Императрица Екатерина I, исполняя волю венценосного супруга, основала Императорскую Академию наук, которая в XVIII веке стала одним из центров мировой научной мысли. В это время в Соединенных Штатах Америки ничего подобного не было…
Самые же сильные инженерные вузы были созданы в России в основном в конце XIX – начале XX века. А к началу Первой мировой войны в двадцатке ведущих инженерных вузов мира 8-9 были из Российской империи. Миру известны такие великие русские ученые, выходцы из Имперской России, как морские инженеры Н.И. Путилов и И.А. Шестаков, горный инженер П.М. Обухов, инженеры В.Н. Ипатьев, И.И. Сикорский, С.П. Тимошенко, В.К. Зворыкин, И.И. Остромысленский.
К сожалению, после революции многие из них эмигрировали из России и уже работали на благо Америки, помогая развитию ее науки, опираясь на полученное в Российской Империи образование и на достижения дореволюционной русской научной и инженерной школы.
Следующая отрасль науки, физика также была преуспевающей в дореволюционное время. Основные школы «советской» физики – школы академика Д.С. Рождественского, А.Ф. Иоффе, Л.И. Мандельштама и московская школа Лебедева-Лазарева-Вавилова – сложились как раз накануне и во время Первой мировой войны.
Было и множество практических достижений в науке, о которых пишет А.А.Борисюк в своей книге.
Во-первых,
именно в Российской Империи был впервые покорен эфир. А именно, в 1895 году А.А. Попов создал радио. В 1904 году в ходе Русско-Японской войны впервые в мировой истории был осуществлен перехват радиосвязи противника. В 1907 году русский физик Борис Розинг запатентовал «Способ электрической передачи изображений на расстояние». В 1911 году он провел первую в мире передачу телевизионных данных.
Во-вторых,
в Российской Империи, а не в СССР, были проведены первые исследования космоса и проекты по созданию ракет! Первая теория ракетного движения была создана Иваном Вселодовичем Мещерским, ректором Петербургского политехнического института, создателем особой школы инженеров-механиков. На момент революции ему было уже 58 лет и, естественно, он был не советским деятелем, а воспитанником царской системы образования!
Другой известный ученый Константин Эдуардович Циолковский в умах многих напрямую связан с СССР, но факты говорят о другом. Он также являлся выходцем Царской России.
В 1911 году была опубликована его книга «Исследование мировых пространств реактивными приборами», уже были выведены его формулы по преодолению земного притяжения, разработаны принципы строения реактивных ракет, орбитальных станций и искусственных спутников. На тот момент ученому было уже 54 года (!), а значит всю свою сознательную жизнь он провел в Имперской России, все свои знания он получил в рамках царской системы образования. Далее, в 1915 году выходит книга Якова Перельмана «Межпланетные путешествия.
Полёты в мировое пространство и достижение небесных тел.» (на тот момент ученому было 33 года). В 1916 году Юрий Кондратюк (настоящее имя: Александр Шаргей) в возрасте 19 лет высчитал оптимальную траекторию полёта на Луну (т.н. «трассу Кондратюка). Именно эти расчёты были использованы США (NASA) в лунной программе «Апполон» в середине XX века. Безусловно, все эти трое ученых творили и в Советском союзе, но небезосновательно скажем, что база их образования была положена именно в Имперской России и именно в рамках той образовательной и социально-культурной среды. Все достижения этих лет, тот научный потенциал до сих пор используется в мировой космической отрасли.
В-третьих,
в Имперской России были разработаны проекты, на столетие опередившие весь мир. Вспомним о проекте, который был создан в начале XX века, а столетием позже был заимствован и успешно испытан американскими учеными. Речь идет о проекте сверхдальнобойного электромагнитного оружия, который был создан русскими инженерами Подольским и Ямпольским в 1915 году, и отправлен на доработку Главному Артиллерийскому Управлению Российской Империи. Проект был остановлен, ему помешала революция, и как мы указали ранее, был использован иностранцами в отложенной перспективе.
Также нельзя не отметить достижения в области радиоактивности и атомной энергетики. Владимир Иванович Вернадский, член Государственного Совета Российской Империи, уже в 1910 году говорил об атомной энергии как о силе, имеющий грандиозное значение в будущем. В 1911 году в Российской Империи открывается первая радиевая Лаборатория академии наук.
В 1914 году Царь Николай II принимает закон о дальнейшем финансировании исследований радиоактивных металлов (тогда больший упор был сделан на изучение радия, а не урана).
Однако, как мы указали ранее, многие исследования с приходом революции канули в лету.
В 1914 году Царь Николай II принимает закон о дальнейшем финансировании исследований радиоактивных металлов (тогда больший упор был сделан на изучение радия, а не урана).
Однако, как мы указали ранее, многие исследования с приходом революции канули в лету.
МЕДИЦИНА
Андрей Анатольевич Борисюк в своей книге не обошел стороной и тему здравоохранения, представив довольно обширный ряд фактов об успехах Имперской России в этой области.
Во-первых,
медицина была полностью бесплатной для представителей всех слоев населения [Гаджиев и Османова 2014].
Во-вторых,
сфера здравоохранения постоянно модернизировалась и улучшалась.
При Царе Николае II велась эффективная борьба с заразными болезнями: смертность от них сократилась в среднем в 2 раза, от оспы и скарлатины – в 3 раза [Новосельский 1916]. В период с 1903 по 1913 год число больниц увеличилось в 1,5 раза, а количество больничных коек в 2 раза.
Во-первых,
медицина была полностью бесплатной для представителей всех слоев населения [Гаджиев и Османова 2014].
Во-вторых,
сфера здравоохранения постоянно модернизировалась и улучшалась.
При Царе Николае II велась эффективная борьба с заразными болезнями: смертность от них сократилась в среднем в 2 раза, от оспы и скарлатины – в 3 раза [Новосельский 1916]. В период с 1903 по 1913 год число больниц увеличилось в 1,5 раза, а количество больничных коек в 2 раза.
В 1910-ых гг. появились первые автомобили скорой медицинской помощи, в то же время были введены принципы участковой медицины, которые затем легли в основу советской и даже современной системы здравоохранения.
В-третьих,
медицина царских времен была неразрывно связана с наукой. В Имперской России была поддерживаема научная экспериментальная медицина. Как пример, в 1911-1914 гг. именно в России впервые были проведены успешные исследования по применению радиевых лучей для лечения болезней, в том числе злокачественной опухоли (См. книгу Ефима Лондона «Применение радия в науке и медицине», 1911 год).
*Добавим от себя один частный пример. В 1913 в Геленджике был открыт санаторий для детей, больных костным туберкулезом. В настоящее время он называется ГБУЗ «Детский санаторий для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата им. Октябрьской революции». Старое название — ДКТС (детский костно-туберкулёзный санаторий). Вопрос: почему детский санаторий, открытый при Царе Николае II, назван именем Октябрьской революции?... Это же и нелепость, и ложь в одном флаконе. И это всего лишь один очень частный пример из сферы здравоохранения, где СССР приписывает достижения Имперской России на свой счет.
В целом, организация грамотной медицинской помощи была под личным контролем Императора, как и другие важнейшие социальные сферы жизнедеятельности общества (например, образование). Из недавно опубликованных материалов «Особого журнала Совета министров Российской империи» узнаем, что решение о создании Главного управления здравоохранения, особого Министерства, Николай II принимал лично. Фактически он настоял на создании медицинской государственной службы вопреки мнению большей части экспертов и министров.
В документах написано, что
В документах написано, что
«…Министр Внутренних Дел сомневался, что все в России сразу и круто изменится в этой отрасли от одного того факта, что в Петрограде появится новое Министерство. В западных странах, где культура идет впереди нашей и врачей имеется гораздо более, чем на Руси, все же самостоятельных Министерств народного здравия нигде не имеется, и хотя в последнее время этот вопрос поднимался и в Англии и во Франции, но нигде он до сего времени, как дорогой и сложный, не прошел…» [Особые журналы Совета министров Российской империи, стр.378-389].
А в России этот вопрос был поднят и по воле Императора реализовывался стремительными темпами! Более того, те, кто знаком с биографией семьи Царя Николая II, отчетливо понимают, насколько много было сделано Великой Императрицей и ее дочерями, которые самолично ухаживали за больными в лечебницах, посвящали свое личное время и силы на служение своему народу.
Как результат, в Российской Империи был отмечен огромный прирост населения: 2 и более млн. чел. в год. За 20 лет правления Государя Николая II численность населения увеличилась на 60 млн человек! Значит, люди хотели жить…
С другой стороны, в документах было отмечено неуклонное падение смертности населения России: в 1906—1911 гг. число смертей на тысячу жителей достигало 29, в 1911 году оно выразилось в 26, а в 1912 г. — в 25 [Особые журналы Совета министров Российской империи, стр.378-389]. Значит, государственная власть боролась за жизни людей…
С другой стороны, в документах было отмечено неуклонное падение смертности населения России: в 1906—1911 гг. число смертей на тысячу жителей достигало 29, в 1911 году оно выразилось в 26, а в 1912 г. — в 25 [Особые журналы Совета министров Российской империи, стр.378-389]. Значит, государственная власть боролась за жизни людей…
ОБРАЗОВАНИЕ
Обсудим и систему образования в дореволюционной России. Многие критики царского режима при вопросе об образовании многозначительно указывают на «закон о кухаркиных детях». Отметим, что закон этот был утвержден в 1887 году по инициативе министра народного просвещения И. Д. Делянова императором Александром III.
Просуществовал он 13 лет, и в 1900 году был отменен по воле Императора Николая II. То есть подобный аргумент как оправдание революции и осуждения последнего Царя из династии Романовых является несостоятельным.
Просуществовал он 13 лет, и в 1900 году был отменен по воле Императора Николая II. То есть подобный аргумент как оправдание революции и осуждения последнего Царя из династии Романовых является несостоятельным.
Более того, при Царе Николае II система образования поддавалась значительным изменениям. Сразу после восшествия Государя на престол в 1894 году началась волна преобразований в высших учебных заведениях и создание новых институтов. Была проведена реформа высшей школы (среди прочего была создана сеть инженерных вузов), потом средней школы (среди прочего она была направленна на сближение интересов семьи и школы и улучшения качества образования), а в 1906-1907 гг. – и системы начального образования (была проведена реформа Столыпина-Кауфмана, направленная на общедоступность школ для детей) [Беседы с Сапрыкиным Д.Л. 2017, 2018].
В 1908 году Царь Николай II запустил проект всеобщего образования, выделяя на него значительное финансирование.
Всего в Российской Империи по разным оценкам в николаевское время было около 140 тысяч школ (для сравнения, сегодня у нас 53,5 тысяч школ при примерно таком же населении) [Беседа с Сапрыкиным Д.Л. 2017, Беседа с Трушиной И.А. 2017]. С 1894 по 1914 год в Российской Империи было построено около 59 тыс. новых школ, то есть количество школ за период правления Царя Николая II увеличилось в полтора раза. Школы строились в пешей доступности.
Число учеников младшей школы выросло в 3 раза за счет поступления всех слоев населения в школы. Набор дисциплин в средней школе был значительно шире, чем даже сегодня (например, преподавались такие предметы как латинский, греческий языки, Закон Божий и др.).
Всего в Российской Империи по разным оценкам в николаевское время было около 140 тысяч школ (для сравнения, сегодня у нас 53,5 тысяч школ при примерно таком же населении) [Беседа с Сапрыкиным Д.Л. 2017, Беседа с Трушиной И.А. 2017]. С 1894 по 1914 год в Российской Империи было построено около 59 тыс. новых школ, то есть количество школ за период правления Царя Николая II увеличилось в полтора раза. Школы строились в пешей доступности.
Число учеников младшей школы выросло в 3 раза за счет поступления всех слоев населения в школы. Набор дисциплин в средней школе был значительно шире, чем даже сегодня (например, преподавались такие предметы как латинский, греческий языки, Закон Божий и др.).
Из источников узнаем, что программа всеобщего образования сопровождалась открытием большого количества культурных учреждений [Борисюк 2018]. В 1914 году на территории страны действовало 76 тыс. библиотек (См. «Страна Советов за 50 лет», 1967.
Сборник статистических материалов, стр. 289). Посещаемость музеев достигла 5 млн. человек в год. Ежегодно печаталось 99 млн. книг и издавалось 11 млн. журналов.
Для сравнения, в Российской Федерации, по данным 2016 года, работает в два раза меньше библиотек, а именно 38.2 тыс (См. «Россия в цифрах», 2018, стр. 156), что конечно, можно связать с появлением интернета, но вопрос о том, что в деревнях и малых городах перестают работать библиотеки с уже имеющимся у них арсеналом книг остается открытым.
Сборник статистических материалов, стр. 289). Посещаемость музеев достигла 5 млн. человек в год. Ежегодно печаталось 99 млн. книг и издавалось 11 млн. журналов.
Для сравнения, в Российской Федерации, по данным 2016 года, работает в два раза меньше библиотек, а именно 38.2 тыс (См. «Россия в цифрах», 2018, стр. 156), что конечно, можно связать с появлением интернета, но вопрос о том, что в деревнях и малых городах перестают работать библиотеки с уже имеющимся у них арсеналом книг остается открытым.
Интересна сама система образования, которая существовала при Государе.
Во-первых,
ее фундаментом было активное участие родителей в воспитании своих детей. При Государе уже начинала вводиться система родительских комитетов и учредительных советов, которые непосредственно влияли на содержание и принципы обучения детей, предлагая школе конкретные варианты реализации этих инициатив. Для детей-сирот были организованы школы-интернаты, так называемые Ольгинские приюты, программа образования в которых в точности копировала программу обычных школ. «В основе лежало православное духовно-нравственное воспитание, глубокое изучение родного языка, истории, работа на земельном участке, привитие детям профессиональных навыков на основе русских ремесел, чтобы в жизнь они выходили подготовленными и продолжали наши ремесленные традиции» [Беседа с Трушиной И.А. 2017].
Во-вторых,
в Имперской России понятия воспитание и образование были неразрывно связаны между собою. Детям прививалась любовь к Родине, к своим соотечественникам, к своей земле. В царское время при школах устраивались пасеки, сады, фермы, приусадебные участки, дети принимали активное участие в земледелии (современными учеными доказано, что дети, имеющие опыт труда на земле и общения с природой при прочих равных более уравновешены и добры).
В-третьих,
что также немаловажно, в Имперской России образование на местах имело свою материальную поддержку: были созданы специальные фонды, которые помогали школам и гимназиям выстраивать свою систему обучения, делать ее более качественной. Радостно говорить о том, что в современной России существует аналоги царской системы образования: проект «Царская школа», школа народного искусства имени Императрицы Александры Феодоровны, Ольгинские приюты трудолюбия, о чем рассказывает в своем интервью кандидат философских наук, доцент СЗИУ РАНХ и ГС Трушина Ирина Александровна.
Продолжая анализ темы образования, кратко затронем тему женской учебы, которая так активно сейчас обсуждается в прессе. Уже в 1914 году в России действовали 965 женских гимназий и Высших учебных курсов (фактически университетов) во всех крупнейших городах страны. Это обозначает, что в вопросе всеобщего образования для мужчин и женщин Россия начала XX века шла впереди даже Западной Европы [Решетников 2018, стр. 91].
Нельзя также не упомянуть тот факт, что после прихода советской власти все образование держалось на учителях царской эпохи, а затем – на их учениках.
Нельзя сказать, что преемственность в образовании была полностью уничтожена. Как и в религии, люди старались хранить знания, память, отношение к прошлому и передавать это из поколения в поколение.
Нельзя сказать, что преемственность в образовании была полностью уничтожена. Как и в религии, люди старались хранить знания, память, отношение к прошлому и передавать это из поколения в поколение.
* Далее следовало бы обсудить изменения в трудовом законодательстве, реформы в пенсионной системе; преобразование современных территорий Закавказья, Средней Азии, Прибалтики, Польши, Украины, входивших в состав Российской Империи во времена правления Романовых; реформы в области физической культуры, успехи по строительству храмов и монастырей, а также тему Русско-Японской войны... Но формат статьи не позволяет охватить все темы. С ними можно подробнее ознакомиться в книге А.А.Борисюка и многочисленных источниках, которые он использовал в своей работе.
Также для заинтересованного читателя была бы полезна книга Л.П.Решетникова, в которой указано множество интересных фактов об Имперской России. Так, например, автор констатирует, что бюджет России во время правления Царя Николая II составлял 3.5 млрд. золотых рублей и государство продолжало копить резервы.
При этом бремя прямых налогов в России было почти в четыре раза меньше, чем во Франции и Германии, и в 8,5 раз меньше, чем в Англии; а косвенных налогов в среднем было в два раза меньше, чем в Австрии, Франции, Германии и Англии [Решетников стр.90].
Все эти факты, безусловно, должны быть проанализированы более глубоко и тщательно. Настоящая статья лишь схематично обрисовывает основные достижения эпохи правления Царя Николая II, опираясь на источники, указанные в списке литературы в конце статьи.
http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=19184