На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Categories:

Против гнева

                   Поучение святого Григория о гневе


Последствия гнева можно сравнить с последствиями вихря. Последний иногда минутою пронесется над городом или селением, а посмотрите, сколько зла натворит: все переломает, перековеркает, разбросает, а иногда многих и жизни лишит.




Точно так же и в гневе человек иногда множество страшных преступлений делает, и часто последствия этой страсти бывают ужасны.


Поэтому мы, братие, и должны всеми силами стараться преодолевать эту страсть и побеждать ее в себе.
А чтобы преодолеть и победить ее, будем заранее вникать во все зло, какое от нее может произойти, и в то ужасное состояние, в которое она приводит человека.
Какое же может быть зло от гнева?

И в чем состоит то ужасное состояние, в которое он приводит человека?



Св. Григорий, в слове о гневе, говорит: «Не дайте, братие, места гневу в себе, потому что муж гневливый благодати Божией не получит, ибо с высоты добродетели терпения он впадает в ров пагубной ярости.



Какой из зверей настолько лют и неукротим, как муж гневливый и не удерживающийся от ярости?


Что может быть хуже человека в гневе?





Гнев приводит его в неистовство, делает безобразным и злым, и Дух Божий удаляется от такового. Что делает человек гневливый? Сам собою не владеет, не помнит себя, от ярости делается подобным пьяному, не хочет знать даже делавших ему добро; ко всем привязывается, всех оскорбляет, хулит начальствующих.




Всем противится, без ума многословит, клянет, бьет, ни перед кем не хочет покориться и не принимает слов от тех, которые его уговаривают, и его ярость подобна яду, который носят в себе гады ползающие. Взбесився от гнева, он, как пес, на всех лает, как скорпион, жалит и, как змея, пожирает.


Бегайте, братие, такового зла: ибо гневливый бесчестит свой сан, позорит свои седины, его жертва неприятна, и пред Ним оправдаться он не может».


Итак, видите, братья, сколько зла в гибельной страсти гнева, и в какое ужасное состояние она приводит человека. Она лишает его, как слышали, благодати Божией, делает хуже зверя, безобразным, злым, и Дух Божий удаляется от такового.


В гневе, как видите, человек не помнит себя, всех оскорбляет, хулит, всем противится, клянет, бьет, изливает на всех яд свой, как змея и скорпион. Что может быть ужаснее сего? Вникайте в сие, братие, чаще и поборите в себе всеми силами вашей души ту гибельную страсть. Но, вы скажете: «Не можем удержаться от нее!»



Если так, то, пожалуй, и держите гнев, но только уж никак не на людей, а: против кого-нибудь другого. Против кого же? Да, вот, например, хоть бы против врага вашего спасения – дьявола. Такой гнев подлинно позволительно иметь.



«Гнев же буди тебе, – говорит тот же св. Григорий, – точию на единого дьявола: тем бо из правды испадохом, той же и ныне коегождо нас ловит: прельстити и в неугасающем потопити пламени, его же и сам сатана зле трепещет». Да, если уже не можете удержаться от гнева, то гневайтесь на дьявола, а от гнева на людей бегайте, как губительной язвы; ибо, повторяем, он лишает гневливых благодати Божией, и такой человек не оправдается пред Богом. Аминь.


Пролог в поучениях на каждый день года.
Протоиерей Виктор Гурьев.

Tags: НАСТАВЛЕНИЯ, ПОУЧЕНИЯ, ПРАВОСЛАВИЕ СЛОВО ПАСТЫРЯ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments