продолжение вчерашнего
26.09.2019
Все исследователи истории Константинопольского Патриархата времен турецкого рабства свидетельствуют о введенной им порочной практике собирания денег с подчиненной им паствы.
Константин Иричек, например, пишет: «Деньги царили над всем в Царьградской Церкви», и раскрывает любопытные подробности относительно этой практики.
«Цена патриаршего сана, которая в 1573 г. достигала всего 6000 дукатов, с течением времени выросла в 25 раз.
Чтобы иметь возможность собрать эту огромную откупную сумму, каждый новый глава восточного христианства оценивал отдельные епископства в 400 дукатов.
Епископы же знали, что нужно получить эту сумму, а также найти средства не только на роскошное обзаведение, которым они отличались от строгой бедности мусульманских имамов, но и для подкупа чиновников, чтобы бросить в тюрьму или отправить в заточение в Азию каждого, кто им не понравится. Источником их доходов было вовсе не церковное имущество, а исключительно бремена для народа под разными формами».
В появлении этой практики, вынуждающей пасомых прятать все ценное в доме при извещении о предстоящем «душепастырском» посещении местного греческого владыки, обычно обвиняют турецкую власть, в частности, султана, который требовал пекшиш (дар, подарок – тур.) за каждого новоизбранного патриарха. Истина, однако, в другом. Из трудов историков, отражавших этот период, таких как А.П. Лебедев и Чедомир Марианович, проясняется подлинная картина.
После падения Трапезундского царства (1462 г.) в Константинополь перебралось множество армянских греков, поселившихся около Патриархии в Фанаре. По природе эти греки были очень хитрыми и искусными в интригах, а во времена рабства развили эти свои умения еще больше.
В 1472 г. среди константинопольских греков разгорелись споры относительно выбора патриарха. Образовались две партии. Чтобы провести своего кандидата в патриархи, одна из партий предложила султану дар (пекшиш) в размере тысячи дукатов.
Султан принял деньги и ввел желанного кандидата в должность патриарха (Марк II). Узнав об этом, вторая партия предложила две тысячи дукатов за то, чтобы снять Марка и поставить на его места Симеона Трапезундского.
Султан принял и эти деньги, и поставил патриархом Симеона (1472–1475).
Это побудило турок взять за правило, чтобы каждый новый патриарх платил известную сумму при получении берата (султанской грамоты), причем со временем эта сумма постоянно возрастала. Патриархия должна была платить и годовой налог в размере 4000 дукатов (48000 золотых франков), который впоследствии был снижен. Также патриархам нужно было давать огромные суммы для подкупов турецких пашей и различных влиятельных лиц.
Из-за этого, а также из-за непрестанных интриг деньги стали для фанариотов главной целью. Причем они не стеснялись попирать все моральные христианские нормы, превращая Церковь в средоточие торговли и торгуя всем с одной целью – приобрести деньги.
Предметом самой постыдной торговли стали духовные должности. В Фанаре продавалось все: патриаршеский сан, владычный чин, епархии, монастыри, церкви...
Европейские путешественники в XVII – XVIII веках единодушно рисуют поразительную картину страшного развала, охватившего Константинопольский Патриархат и ложившегося тяжёлым ярмом на порабощенные народы.
В 1735 г. русский посол в Константинополе Вешняков пишет своему правительству:
«Здешние греки в большей своей части ловкачи, у которых нет ни веры, ни закона, ни чести, а их главный интерес – деньги».
Подобное свидетельство 1770 года есть и у графа Орлова:
«Здешний народ раболепен, лжив, непостоянен, дерзок и вспыльчив, алчен до денег и добычи, и ничто не может удержать его от этого стремления. Маловерие и легкомыслие, трепет перед турками – тоже не из последних достоинств наших единоверцев. Исповедуют веру только на словах, а в сердце не имеют ни следа христианских добродетелей. Привыкли жить в разврате и невежестве».
Ради личного обогащения и приобретения большей власти фанариоты путем интриг и финансовых махинаций прибрали к рукам даже Печский Патриархат и Охридскую архиепископию, которые закрыли соответственно в 1766 и 1767 гг.
Еще Геннадий Схоларий (1405–1473) писал о симонии как о серьезной церковной проблеме, но с сожалением признавал, что он и его единомышленники были не в состоянии справиться с ней. В Константинопольском Патриархате проводились даже два собора для борьбы с этим печальным явлением. Хотя некоторые историки утверждают, что симония была уничтожена во время патриарха Иеремии II (1536–1595), существуют свидетельства, что ее рецидивы продолжались и в последующие века и даже в наши дни.
Соборы рассматривали понятия симонии в строго библейском аспекте – приобретение священного сана за деньги. Это название идет от Симона Волхва, о котором рассказывается в Деяниях святых апостолов. «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян.8:18-19).
Однако посильная поддержка священнослужителей и плата им со стороны верующих в некоторых чинопоследованиях Церкви всегда воспринималась не в контексте вышеуказанного текста, а в свете библейских слов: «Не заграждай рта волу, когда он молотит» (Втор. 25:4) и слов апостола Павла: «Трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:18) и «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (1Кор. 9:11).
Но проблема в том, что греческое духовенство османского периода пожинало от своей паствы в непосильных для нее объемах. Так, в 1864 г. русский вице-консул в Пловдиве Найден Геров, имевший возможность наблюдать это вблизи и хорошо знавший положение вещей, в одной своей пространной справке русскому правительству, в частности, пишет:
«Греческое духовенство при этом смотрит на болгар, как на своих крепостных. Покупая архиерейские кафедры за огромные суммы, греческие владыки приезжали в Болгарию с огромными долгами в 300, 400 и 500 тысяч грошей. Каждый из них считал свою епархию арендной и заботится только о том, чтобы извлечь из нее наибольший доход.
Одни из них прикрывают свое корыстолюбие лицемерием, но большинство по строгости и безпощадности при сборе владычей дани ни в чем не уступают сборщикам государственных налогов. Все они не упускают ничего, чтобы взять больше, и явно попирают и правосудие, церковные правила, и веру, и закон – и все».
Сербский писатель Досифей Обрадович также свидетельствовал, как
«греческие владыки, которые приезжали в бедную Сербию и в Боснию с Герцеговиной сдирали кожу с безпомощных сербов, а там, где в их костях еще оставался мозг, и его выпивали».
В то же время греки не только не сеяли духовное и не учили христиан христианскому благочестию, но и напротив – развращали их языческой эллинской мудростью и старались их «погречить».
Русские путешественники свидетельствовали о действующих храмах Константинопольского Патриархата (включая соборные церкви), которые находились в полном запустении, и вовсе не по вине турок. Многие из этих путешественников писали, что турки проявляли большую заботу о древних христианских памятниках, чем греки. Они также сообщали и о исключительно небрежном отношении к богослужению, об отвратительном греческом носовом пении, о предпочтении греками античных философов святым отцам, о том, что во многих случаях греки лгали русским о том, как их притесняют турки только ради того, чтобы выпросить большие дарения и т.д.
Если кто-то думает, что все эти безобразия остались в прошлом, жестоко ошибается.
Как показывают события, связанные с украинским церковным вопросом, Фанар тот же и сегодня.
Он не только не изменился, но и считает, что может пользоваться теми же преимуществами, постоянно расширяя границы своей власти. Это стало возможным не только из-за пресловутого эллинского притворства и лукавства или же происков неких «чужих сил». А потому, что остальные православные народы позволили такому случиться, поддаваясь воздействию все того же эллинского притворства и лукавства.
Множество христиан остались слепыми относительно этих безчинств. Нашлись даже такие, которые патетически написали:
«Греческий монах, греческий епископ, не испорченный еще дотла революционно-племенным направлением – вот самые лучшие и верные союзники России на Востоке. Греческие твердые монахи и черногорские воины — вот столпы нашего влияния, вот наша опора! А после них надо для ближайшего будущего поставить фанариотов... Нам необходимо беречь их, даже ласкать».
Поэтому и сегодня мы пожинаем плоды нашего ошибочного выбора «союзников», ужасаясь образу чудовища, которого, в немалой степени, сами вскормили своей «лаской». Не будем удивляться и тому, что фанариотство такое крепкое и живучее. Потому что и сегодня, как и тогда, деньги все также «царят надо всем в Царьградской Церкви» за счет благочестия и веры.
Протоиерей Божидар Главев – клирик Болгарской православной церкви
Перевод с болгарского – Янина Алексеева
По материалам издания «Бъди верен»
Специально для «Столетия»
Источник: http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/dengi_carili_nad_vsem_v_cargradskoj_cerkvi_520.htm
___________________
См. также:
Страшное наследие патриарха Мелетия: Откуда берет начало разрушительная политика фанарских иерархов
Восточный папизм: Зачем Константинополю главенство над всем Православием?
Страшнее Флорентийской унии: Зачем Константинополю понадобилось введение нового календаря?
http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=19293