На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Categories:

Неискусные не должны принимать на себя звания учителей и толковать слово Божие

(Из слов от Патерика
о гневе и о покаянии)




Случается, что грамотные из вас, и особенно немалое время пожившие в городах и наслушавшиеся разных начетчиков, возвращаясь домой, принимают на себя звание учителей, собирают вокруг себя простецов, начинают читать им от Божественного, и слово Св. Писания толкуют, как только им вздумается, с полною уверенностью, что они делают доброе дело.


Что читают они Божественное – это с их стороны подлинно доброе дело, а что толкуют они Божественные словеса по-своему, – это добрым делом назвать нельзя, потому что часто от их произвольного толкования начинают ходить по миру суеверия, предрассудки и заблуждения, самые гибельные.



Хуже же всего то, что, когда подобным учителям станут доказывать, что-то или другое место Писания растолковано ими не так, как должно, они в своем заблуждении почти никогда не сознаются и все будут думать, что они правы.


Это упорство нередко доводит их до того, что они совсем отделяются от Церкви и становятся раскольниками и, погибая сами, ведут за собой в погибель и многих других. Сознайся же они в своем заблуждении, Господь тотчас простил бы их, и Церковь сейчас же бы приняла их в свое общение.



Два инока, читая Евангелие, дошли в нем до места, которое имеет иносказательный смысл. Недолго думая, они истолковали это место по-своему, толкование приложили к жизни и впали в тяжкий грех, за который архиереем своим были отлучены от Церкви.


Вместо раскаяния иноки стали роптать на него.


«Мы поступили по Евангелию и ради Царствия Небесного, а он отлучил нас от Церкви; принесем жалобу архиепископу Иерусалима».
Принесли; однако и сей отлучил их. Иноки не раскаялись и пошли к архиепископу в Антиохию.



Увы! и сей подтвердил отлучение.
Что делать?
Пошли в Рим. И тут не легче.


«Отлучены вы до меня, отлучаю и я вас», – сказал им архиепископ Римский. Надобно бы, кажется, после сего сознаться согрешившим, но нет.


«Пристрастно все судили нас, – сказали они, – пойдем к Епифанию, архиепископу Кипрскому; он не смотрит на лица и праведно судит».


Пошли, но и тут неуспех. Епифаний не только не оправдал их, но даже и в город их не пустил. Тут только, наконец, к счастью, иноки сознали свое заблуждение. «Ну что мы оправдываемся, – рассудили они, – ведь не без правды же все нас отлучили. Согрешили мы!»


– Что же?
О, как велико милосердие Божие к кающимся грешникам! Едва сознали они свой грех, св. Епифанию уже возвестил Господь, что они прощены. Епифаний призвал их, объявил им прощение и принял в общение сЦерковью.

Итак, братие, будьте осторожны и не беритесь за толкование того, что вам не под силу.


«Всяк убо, – говорится в толковании 64-го правила 6-го Вселенского собора, – должен есть свой чин ведати, и не творити себе пастыря овца сый, и глава да не мнится нога сый; но повиноваться преданному от Бога чину и уши свои отверзати на послушание приемлющих благодать учительского словеса.


Не все бо пророцы и не все апостолы. Сего ради мирстии человецы да не учат, ни словес о заповедях да не подвизают, тем сан учительский к себе привлачаще
»
(Кормч. книга 1-я, прав. 6-го вселен, соб. 64 с толков, л. 138). Аминь.


Пролог в поучениях на каждый день

Протоиерея Виктора Гурьева




http://www.rusfront.ru/17272-neiskusnye-ne-dolzhny-prinimat-na-sebya-zvaniya-uchiteley-i-tolkovat-slovo-bozhie.html


Tags: НАСТАВЛЕНИЯ, ПОУЧЕНИЯ, ПРАВОСЛАВИЕ СЛОВО ПАСТЫРЯ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments