На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Category:

Послушание Слова

Святитель Григорий Богослов

Послушание

А что занимает второе место между важнейшими для них (евномиан(1) и непреоборимыми изречениями?


– Ибо Ему над лежит царствовать, доколе и прочее (1Кор.15,25), небо должно было принять Его до времен совершения всего(Деян.3,21) и сидеть Ему должно одесную до покорения врагов (см. Евр.1,13).



Что ж после этого будет?

Перестанет царствовать?

Сойдет с небес?
Кто ж и по какой причине положит конец Его царствованию?



Какой ты дерзкий и не терпящий над собой царя толкователь!
Впрочем, и ты знаешь, что Царству Его не будет конца (Лк.1,33).


Но впадешь в заблуждение по незнанию, что слово «доколе» не всегда противополагается будущему времени, а, напротив, означая время до известного предела, не исключает и последующего за этим пределом.




Иначе не говорю чем-либо о другом, как будешь понимать слова: буду с вами до скончания века (Мф.28,20)? Ужели так, что после этого не будет Он с нами?


Что за рассуждение!


Но ты грешишь не от одного этого незнания, но и от того, что не различаешь значений. Сын именуется царствующим – в одном смысле как Вседержитель и Царь хотящих и нехотящих, а в другом – как приводящий нас к покорности и подчинивший Своему Царствию тех, которые добровольно признают Его Царем.



И Царству Его, если понимать его в первом значении, не будет конца, а если понимать во втором, будет ли какой конец? – Тот, что нас, спасенных, примет под руку Свою (ибо покорившихся нужно ли еще приводить к покорности?), а потом восстанет Судией земли (Пс.93,3) и отделит спасаемое от погибающего, потом станет Бог посреди богов спасенных, чтоб рассудить и определить, кто такой достоин славы и обители. Присовокупи к этому и ту покорность, какой ты покоряешь Сына Отцу!


Что говоришь? Разве Сын не покорен теперь?


Но, будучи с Богом, Он совершенно должен покорствовать Богу.


Или о каком разбойнике и противнике Божием слово у тебя? Напротив, прими во внимание следующее.


Как за меня назван клятвой (Гал.3,13)
Разрешающий мной клятву, и грехом (2Кор.5,21)
Берущий на Себя грех мира (Ин.1,29) и Адам из ветхого делается новым, так и мою непокорность, как Глава целого тела, делает Он Своею непокорностью.



Поэтому пока я непокорен и мятежен своими страстями и тем, что отрекаюсь от Бога, до тех пор и Христос, единственно по мне, называется непокорным.


А когда все будет покорено Ему (покорится же, поскольку познает Его и переменится), тогда и Он, приведя меня спасенного, исполнил Свою покорность. Ибо в этом именно, по моему, по крайней мере, рассуждению, состоит покорность Христова – в исполнении воли Отчей. Покоряется же и Сын Отцу, и Отец Сыну, поскольку Один действует и Другой благоволит (как сказано мной прежде). И, таким образом, Покоривший представляет покоренное Богу, усвояя Себе нашу покорность.
Такое же, кажется мне, значение имеют слова: Боже, Боже мой, вонми Мне, для чего ты Меня оставил (Пс.21,1; Мф.27,46)?


Ибо не Сам Он оставлен или Отцом, или собственным Божеством, Которое (как думают некоторые) убоялось будто бы страдания и потому скрылось от страждущего (кто принудил Его или вначале родиться на земле, или взойти на Крест?), но… в лице Своем изображает нас.


Мы были прежде оставлены и презренны, а ныне восприняты и спасены страданиями Бесстрастного. Подобно этому усваивает Он Себе и наше неразумие, и нашу греховность, как видно из продолжения псалма, потому что двадцать первый псалом явно относится ко Христу.
Под тот же взгляд подходит и то, что Он навык послушанию, а также Его вопль, слезы, молитва услышаны были за Его благоговение (см. Евр.5.7–8) – все это совершается и чудесным образом присовокупляется от нашего лица.



Сам Он как Слово не был ни послушлив, ни непослушлив (так как то и другое свойственно подчиненным и второстепенным – и одно добронравным, а другое достойным наказания), но, как образ раба (Флп.2,7), снисходит к сорабам и рабам, приемлет на Себя чужое подобие, представляя в Себе всего меня и все мое, чтоб истощить в Себе мое худшее, подобно тому, как огонь истребляет воск или солнце – земной пар, и чтобы мне через соединение с Ним приобщиться свойственного Ему.


Поэтому собственным Своим примером возвышает Он цену послушания и испытывает его в страдании, потому что недостаточно бывает одного расположения, как недостаточно бывает и нам, если не сопровождаем его делами, ибо дело служит доказательством расположения.



Но, может быть, не хуже предположить и то, что Он подвергает испытанию наше послушание и все измеряет Своими страданиями, водясь искусством Своего человеколюбия, дабы на собственном опыте узнать, что для нас возможно и сколько должно с нас взыскивать и нам извинять, если при страданиях принята будет во внимание и немощь.


Ибо ежели и свет, который по причине покрова светит во тьме (Ин.1,5), то есть в этой жизни, гоним был другой тьмой (имею в виду лукавого и искусителя), то тем более потерпит это из-за своей немощи тьма.


И что удивительного, ежели мы, когда Свет совершенно избежал, бываем несколько настигаемы?

По правому об этом рассуждению, для Него больше значит быть гонимым, нежели для нас – быть настигнутыми.
Присовокуплю к сказанному еще одно место, которое приходит мне на память и очевидно ведет к той же мысли, а именно: как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр.2,18.


_______________________________________________________________

1 - ЕВНОМИАНЕ (аномеи) — последователи Евномия, епископа Кизика, ученика радикального арианского теолога Аэция. Аномеями их называли за неприятие Никейского Символа веры. Они исповедовали еретическое учение, согласно которому сущность Бога Сына совершенно отлична от сущности Бога Отца и Он есть творение Отца, первое и превосходящее все остальные. Вместе с тем евномиане отвергали и умеренно-арианскую концепцию подобия двух первых Лиц Троицы по природе. Кроме антиохийского диакона Аэция, умершего в 366 г., одним из лидеров этого еретического течения также был Евдоксий Антиохийский, епископ Антиохии в 357-360 гг., а затем константинопольский епископ в 360-370 гг.


Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 31




http://www.rusfront.ru/17461-poslushanie-slova.html

Tags: ПОУЧЕНИЯ, ПРАВОСЛАВИЕ СЛОВО ПАСТЫРЯ, СВЯТЫЕ ОТЦЫ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments