На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Categories:

Добро, которое мы делаем ближним...

(Из слова о Мусхе десятнике, како сотвори милость
со убогою женою и не прикоснулся ей)


Пятая заповедь блаженства:


блажены милостивии, яко тии помилованы будут, показывает нам, что желающие блаженства должны быть милостивы. Исполнять сию заповедь можно посредством дел милости телесных и духовных.



Дела милости телесной суть: алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого, посетить находящегося в темнице, навестить больного, странника принять в дом и упокоить и погребать умерших в убожестве.



Духовные же дела милости следующие: несведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или не примечаемой им опасности; молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие; от сердца прощать обиды и отклонять грешника от греха.



О сем последнем деле, милости духовной, в соединении с милостью вещественною, я ныне намерен сказать вам несколько слов. Насколько, братие, велико бедствие человека, когда он стоит на пути погибели, настолько же велика и добродетель того, кто спасет погибающего. Такой человек душу свою спасет от смерти и множество грехов своих покроет.

В городе Тире был сборщик податей по имени Мусх. Он рассказывал следующий случай из своей жизни. «Раз, – говорит он, – поздно вечером, идя по городу, я встретил на пути жену и пригласил ее следовать за собою. Она не отказалась, и, когда пришла со мной в дом, я предложил ей вкусить со мною пищи.


От пищи она отказалась, и я заметил, что отчаяние выражалось на лице её.

Немного спустя она вдруг вскричала; «Горе мне страннице окаянной, погибшей и душою, и телом!»


Слыша это, я удивился и спросил, что за причина вопля её? Тогда она со слезами рассказала мне, что её муж-купец, везший морем товары свои и чужие, потерпел крушение и вот теперь за чужое добро сидит в темнице.

«Не имея средств, – продолжала жена, – даже на то, чтобы снести ему кусок хлеба, я предалась отчаянию и решилась грехом снискать ему пропитание».

«А сколько, – спросил я, – должен твой муж?»

«Пять литр золота», – отвечала она.

Тогда я взял золото, дал ей и сказал: «Я имею страх Божий: возьми это, выкупи твоего мужа и молись за меня, многогрешного».


Прошел после того год, и затем оклеветали меня перед царем как вора. Вследствие этого имение мое взято было в казну, а сам я посажен в темницу.


В темнице целое лето провел я в одном рубище; и, слыша, что царь хочет казнить меня смертью, потерял всякую надежду на избавление.


Однажды, находясь в таком безотрадном состоянии, после горьких слез и рыдания, я заснул, и вижу во сне одолженную мною жену, которая говорит мне: «Что с тобою, господин мой, и за что ты страдаешь тут?»


Я отвечал, что, оклеветан будучи перед царем, страдаю здесь и здесь же жду себе смерти.

«Не хочешь ли, – возразила она, – чтобы я просила царя о твоем освобождении?»

Я сказал: «Да знает ли тебя царь?»

Она отвечала: «Знает».


И тем сон мой кончился.

Проснувшись, я никак не мог додуматься, что бы такое он значил.


На другую же ночь та же жена опять является мне и говорит уже прямо: «Не бойся; я тебя отпущу».


После этой последней ночи, утром, я позван был к царю, который, видя меня в жалком положении, сжалился надо мною и сказал: «Прощаю тебя».

Я поднял на него глаза и вот, с удивлением вижу около него стоящею жену ту, а она с улыбающимся лицом смотрела на него.


За милостью прощения тут же последовали мне и другие милости: имение мое было возвращено; от царя даны богатые подарки и затем всех сборщиков податей я был сделан начальником.


После этого счастливого дня ночью мне опять является та же жена и спрашивает: «Узнаешь ли меня?»


Я молчал.


«Я – та, – продолжала она, – с которой ты милость сотворил, выкупивши мужа моего из темницы и тем спасши и меня саму от греха. Вот за эту-то твою милость и тебя я от беды избавила».

Что мне теперь сказать вам в заключение этого повествования?

Скажу словами апостола Иакова:
«Братие! аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его: да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов»
(Иак. 5:19–20).

Аминь.



Пролог в поучениях на каждый день года протоиерея Виктора Гурьева

http://www.rusfront.ru/17487-dobro-kotoroe-my-delaem-blizhnim.html


Tags: О ПОМОЩИ И МИЛОСЕРДИИ, ПРАВОСЛАВИЕ СЛОВО ПАСТЫРЯ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments