На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Categories:

Поездка в Иваново

Паломничество по старинным
Русским городам


11.11.2019
Недавно наши корреспонденты побывали в старинном Русском городе Иваново и привезли новый рассказ о полученных впечатлениях.

Город Иваново был основан во второй половине XIX века, а село Иваново существовало на этом месте уже в XV веке.

В период Смуты оно подверглось нападению польско-литовских отрядов.

В 1608-1609 годы они стояли здесь военным лагерем и причинили Русским людям много бед.

Еще в XVII веке здесь достигло особого развития текстильное ремесло, и в 1871 году, путем слияния села Иваново и Вознесенской слободы, образовался новый город – Иваново-Вознесенск. Позднее он стал ведущим текстильным центром Российской Империи и в какой-то мере до сих пор таковым остается, что было видно по дорожным баннерам, рекламирующим местную продукцию.
В 1905 году большевикам удалось организовать здесь всеобщую забастовку текстильщиков. Она продолжалась более двух месяцев. Власть в городе захватили большевики, впервые назвавшие свои организации Советами. Однако через 72 дня армия и полиция при помощи верных Богу, Царю и Отечеству граждан разгромили их и навели в городе порядок.
Конечно, Иваново интересовало нас не как родина первых Советов, а как один из духовных центров России. Наш путь лежал в Свято-Введенский женский монастырь. Подъезжая к обители, залюбовались красотой огромного храма, выстроенного из красного кирпича, в стиле Русско-византийской архитектуры. Сейчас храмы не выкладывают с таким искусством, но часто принимают прямолинейные решения без излишнего декора.

Обычно причина тому - недостаток средств.


Этот красивый храм был возведен в 1907 году по проекту губернского архитектора П. Бегена.
Землю под храм подарил граф Шереметьев, а средства собрали местные купцы, фабриканты, рабочие и служащие.

Через 10 лет грянула революция.

В 1918 году Иваново посетил Святейший Патриарх Тихон. Поскольку безбожные власти взяли курс на полное уничтожение Церкви, он решил для укрепления веры учредить дополнительные викарные кафедры при крупных епархиях. Так была образована Иваново-Вознесенская епархия. Ее епископы были викари-
ями Владимирских архиереев.
Первоначально кафедру возглавил епископ Иерофей (Померанцев), который вскоре уклонился в обновленческий раскол, а затем этой епархией управляли друг за другом – святители Василий Кинешемский и Августин (Беляев). Оба служили во Введенском храме. Когда местные власти выслали владыку Августина из города, он поставил настоятелем храма священника Зосиму (Трубачева).

Отец Зосима был замечательным пастырем. Он окончил Вологодскую семинарию и Московскую академию, духовно окормлялся у старцев Зосимовой пустыни. В своем служении пытался подражать святому праведному Иоанну Кронштадтскому. В Иваново возглавил борьбу против обновленчества, его поддержали местные верующие рабочие. Временем отдохновения и духовного укрепления для пастыря и его прихожан бывали паломнические поездки.


В 1926 году они посетили Саров и Дивеево, где  батюшка был принят блаженной Марией Ивановной. Но вскоре, 7 сентября 1928 года, последовал первый арест священника, заключение и высылка.
…В 1989 году в результате голодовки прихожанок Ларисы Холиной, Валерии Савченко, Маргариты Пелепковой и Галины Яцухновской Введенский храм был возвращен Русской Православной Церкви, а в 1993 году преобразован в женский монастырь.
Мы прошли на его территорию и оказались внутри церкви. Здесь хранится мощевик, в котором имеются частицы мощей 168 святых. Здесь почивают своими нетленными останками священномученик Владимир Лежневский и блаженный Алексий Елнатский.



Отец Владимир 40 лет прослужил в местечке Лежнево. Оттуда был взят чекистами по ложному обвинению и заключен в Соловецкий концлагерь. Там и окончил он свой земной путь 3 апреля 1931 года в бывшем Голгофо-Распятском скиту. Похоронили его за алтарем храма.


В 2000 году были обретены его мощи, а в 2002-м его имя было включено в Собор Новомучеников Российских. Логично было бы, чтобы его мощи покоились в Лежнево, однако Промыслом Божиим они украсили Введенский храм Введенского монастыря.

Блаженный Алексий (Алексей Иванович Ворошин) тоже почти всю жизнь провел в родной деревне Коурцово Костромской губернии. Лишь около года он нес послушание в Кривоезерском монастыре. По возвращении оттуда при помощи отца построил себе келью на огороде и предался посту и молитве. В 1917 году крестьяне избрали его председателем местного сельсовета, но через год большевики прислали своего кандидата, и Алексей Иванович возвратился к своей уединенной жизни.

В 1928 году с благословения духовника он принял на себя подвиг юродства. Вскоре у него открылся дар прозорливости, который он искусно скрывал под личиной безумия. Свои пророчества он облекал в форму притч. Например, чтобы показать, что крестьян обдерут до нитки, он пришел в одну семью без одежды. И вскоре ее действительно ограбили, людей раздели почти до нижнего белья. Или же ходил блаженный Алексий по храму с папироской. Через какое-то время храм закрыли, а безбожники с сигаретами во рту ходили по церкви, оскверняя ее бесовским курением.
Одно из последних пророчеств святой изрек в тюрьме НКВД, где его босым ставили на раскаленную плиту, вынуждая оговорить самого себя. Когда во время пытки начальник тюрьмы высокомерно разговаривал с ним, блаженный сказал, что дома у него случилось несчастье. Когда тот вернулся домой, нашел свою жену повесившейся.
Так в 1937 году в тюрьме святой окончил свой земной путь. В 1985 году были обретены его нетленные мощи, а в 2000-м он был прославлен в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских. Сначала его мощи находились в храме села Жарки, а затем были перенесены во Введенский монастырь.

…В центре города наше внимание привлек деревянный храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Расположен он на территории пожарной части. И правда, какой еще храм может быть у пожарников?
Зашли мы и в мужской монастырь, в Успенский храм. Росписи там новые, но по-своему благодатные. Здесь чувствуется школа. Сделано технично, однако видно, что иконописцев поджимали сроки. Из-за этого по выписанности они уступают фрескам Введенского монастыря. И все же, когда храм полностью расписан, это создает определенную духовную атмосферу.


При входе на двух колоннах мы увидели изображение наших праотцев Адама и Евы. В это время в храме шла уборка. Подсвечники от огарков очищала молодая женщина, а рядом ходил ее маленький сын. В какой-то момент он встал между изображениями Адама и Евы. Так это оказалось символично! Все мы, независимо от возраста, являемся детьми этой первой человеческой четы...

Александр Малинин



http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=19578



Tags: ИСТОРИЯ РОДИНА, ПРАВОСЛАВИЕ ЦЕРКОВЬ, РОССИЯ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments