Александрийского патриарха?
Александрийский Патриархат, хоть африканский по своей канонической территории, но исторически – Церковь греческой диаспоры.
Да и по составу священноначалия она преимущественно греческая.
Соответственно – в той или иной степени заражена вирусом традиционного (с конца средневековья) греческого шовинизма, в Церкви проявляемого как ересь этнофилетизма.
И всё же до признания ПЦУ-СЦУ греческим ересиархом Стамбула Варфоломеем у православных сохранялась надежда, что вера в неразделимость Тела Христова (Каковым является Церковь) возобладает в патриархе Александрийском Феодоре над земляческой солидарностью, высокомерием по отношению к единоверцам из славянских «варваров» (не зря в титуле африканского патриарха значится «Судия Вселенной»!) и ещё более приземлёнными факторами, о которых ниже.
Основания для такой надежды были, ведь Феодор всегда заявлял о своей поддержке УПЦ (МП), Блаженнейшего Владимира (Сабодана), а затем Блаженнейшего Онуфрия.
Даже в 2015 году, когда Экуменический патриархат впервые попытался провести нечто вроде «предсоборного совещания Киевского патриархата и УАПЦ» для подготовки «объединительного собора», патриарх Феодор огрызнулся:
«Для меня как для Александрийского патриарха каноническим главой Украинской Церкви является Блаженнейший митрополит Онуфрий. Я знаю, насколько он духовный человек. К сожалению, приходят какие-то люди извне и навязывают украинскому народу эти противоречия (между канонической Церковью и поддерживаемыми властью псевдоправославными группировками). Как православный патриарх, я прошу верующих на Украине оставаться под омофором канонического главы Украинской Церкви — митрополита Онуфрия».
Тогда, впрочем, КП и УАПЦ не сторговались насчёт того, сколько кому положено квот на «объединительном соборе».
И в 2018 г., когда Варфоломею удалось-таки запустить процесс подготовки к «объединительному собору СЦУ», Феодор, возглавив литургию в Одессе, произнёс на проповеди:
«Апостол Петр в первом веке увидел разорванный хитон Христа. Этот хитон уже столько лет окровавленный, поэтому этот хитон нужно держать внутри наших сердец. Потому что в истории Церкви были очень сложные времена, однако мы верим, что в эти сложные дни в Украине есть каноническая Церковь».
Как видим, сегодня и Феодор схватился за Хитон. А тогда он рассказывал, что Блаженнейший митрополит Онуфрий – «благословенный человек от Бога и настоящий монах».
Присутствующим на службе патриарх открыл, что за неделю до того встречался с предстоятелем Польской Церкви:
«С Блаженнейшим митрополитом Саввой подписали один документ, что мы находимся вместе с канонической Православной Церковью в Украине».
Впрочем, после предоставления Фанаром Украине «томоса» Феодор стал более дипломатичным.
Так, 6 апреля 2019 г. он лишь поделился с представителями МИД Украины безпокойством относительно того, насколько выдача Стамбулом «томоса» Украине «была продуманным с учетом интересов [всей] Православной Церкви». Хотя ещё за несколько месяцев до того, принимая главу МИД Климкина, патриарх, очевидно, был куда более категоричен. Об этом можно судить по тому, что данная встреча вообще не нашла отражения на сайте украинского внешнеполитического ведомства.
В том же апреле 2019-го Феодор подписал совместное с предстоятелями Иерусалимской, Антиохийской и Кипрской Церквей коммюнике, в котором прозвучал призыв «работать над вопросом защиты верующих, а также святых храмов и монастырей от захватов и любых насильственных действий, откуда они не исходили бы» (таким образом, отметим, Александрийский патриарх уже прекрасно знал о захватах храмов и насилии над православными, которых он ещё за полгода перед тем призывал оставаться верными канонической УПЦ (МП) во главе с «человеком от Бога благословенным Онуфрием»).
Немаловажен и выраженный в коммюнике призыв к «достижению евхаристического единства, проявляющегося в руководстве Церковью Иисусом Христом». Что это, как не более чем прозрачный намёк на папистские амбиции Экуменического патриарха. Под шумок «украинской кампании» последний присвоил себе права «первого по власти», тогда как по канонам Глава вселенской Церкви (мирового Православия) – единственно Иисус Христос.
В числе вышеупомянутых предстоятелей Феодор поддержал тогда коммюнике заседания Кипрского синода, в котором указывалось:
«Двухтысячелетний опыт… Православной Церкви дает нам основания сомневаться в возможности узаконивания “задним числом” тех хиротоний, которые были совершены запрещенными, отлученными и подданными анафеме епископами. Запрет, отлучение и анафему отдельных лиц, которые стали инициаторами украинского кризиса, признали все православные… Если мы будем искренне следовать изложенным принципам и проявим готовность соответствовать канонам Православной Церкви, то не только украинская проблема, но и все другие вопросы, которые приносят трудности Церкви, будут решены».
И вдруг, спустя какие-то два месяца, представители Александрийского и Иерусалимского патриархов молятся на службе в честь именин Варфоломея с украинским Епифаном…
Да, как стало известно на следующий день, Варфоломей их банально подставил, не сообщив о появлении последнего. Однако служба-то длилась два дня. И хотя бы на второй можно было хлопнуть дверью. Увы, этого не произошло. Как и не последовало реакции ОВЦС Московского Патриархата на вопиющее попрание канонов. Не это ли – отсутствие реакции из Москвы – придало уверенности сторонникам признания СЦУ в епископате Африканской Церкви?
И они уже были обманываться рады. 12 сентября 2019 года на службе с участием епископа Мозамбикского Хризостома так же «неожиданно» появился «епископ СЦУ» Шлапак (это фамилия, не прозвище).
И тут ОВЦС в Москве проснулся. Митрополит Иларион (Алфеев) направил Хризостому письмо с выражением глубокой озабоченности. Слова в письме были на 100 % правильные, но сам факт такого послания сработал как провокация (см.: Африканская провокация: На кого работает митрополит Иларион (Алфеев)?).
С ответным письмом (уже фактически открытым) к митр. Илариону обратился митр. Нигерийский. Он обвинил оппонента в нарушении субординации: глава ОВЦС РПЦ, обратившись напрямую к епископу Мозамбикскому, проигнорировал Предстоятеля африканской Церкви и тем самым «нанёс безчестие всем её архиереям во главе с патриархом Александрийским».
Конечно, митрополит Нигерийский и сам был неправ в том, что в свою очередь обращался к митр. Илариону «через головы» патриархов Александрийского и Московского. Более того, он повысил градус «дискуссии» до извращения тона и сути письма митр. Илариона и до оскорблений в его лице РПЦ в целом. Но благодаря шагу последнего Александрийский патриарх развязал себе руки и «вынужден был уступить» русофобскому крылу в епископате Африканской Церкви, и без того греко-филетическом.
Наличие в ней русофобского лобби подтверждает и источник, близкий к Киевской митрополии УПЦ (МП):
«На патриарха Феодора, который лично против признания украинских раскольников, оказывалось давление со стороны МИД Греции (через это ведомство проходит финансирование греческим государством Александрийского Патриархата). Данная структура угрожала прекратить финансирование, если Феодор не признает "ПЦУ".
Это давление греческих дипломатов поддержала группа митрополитов Александрийского Патриархата, которые угрожали сбросить Патриарха. Показательно, что сегодня в Каире объявление о признании "ПЦУ" состоялось в присутствии греческого посла в Египте. И сам патриарх Феодор в своей короткой речи перед объявлением официального сообщения особо упомянул посла».
Впрочем, по большому счёту так ли важно, какой рычаг давления был приведён в действие? В сухом остатке – предательство с далеко идущими последствиями.
«Сначала они добьются, чтобы “СЦУ” признало как можно больше поместных церквей, а потом “СЦУ” соединят с униатами, – раскрывает планы кукловодов наш источник в Экуменическом Патриархате. – И те, кто будет в общении с ПЦУ, окажутся в общении и с униатами. Папа римский радуется и хлопает в ладошки, притопывая ножкой».
В этом сценарии уже не выглядит ритуальным экивоком заявление Феодора восьмилетней давности. Он в 2011 г. назвал себя продолжателем дела своего предшественника Мелетия Метаксакиса. Тот, по словам Феодора, «открыл новую страницу в жизни Александрийской Православной Церкви, положив конец бедствиям и нищете Патриархата». Скорее – епископата, заметим…
Именно Мелетий, бывший как Александрийским, так и Экуменическим патриархом, ввёл в греческих церквах новый богослужебный стиль, что привело к старостильному расколу.
Метаксакис был также главным защитником теории о власти стамбульского патриарха над всей православной диаспорой.
По его инициативе в 1923 году намечалось введение женатого епископата, введение второбрачия духовенства, сокращение богослужений, сокращение и ослабление постов, введение нового календаря, расширение «экуменических связей».
В годы большевистских гонений на Русскую Церковь, когда патриарх Тихон находился под арестом, Стамбул в лице Мелетия всячески поддерживал «обновленческую церковь», участвуя в обновленческих лжесоборах...
Прошу прощения за этот штамп, но недавние поцелуи Феодора (официально именующего себя апостолом, кстати) слишком напоминают Иудин поцелуй.
Источник: Фонд Стратегической Культуры
https://www.fondsk.ru/news/2019/11/09/
http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=19572
Источник: Фонд Стратегической Культуры
https://www.fondsk.ru/news/2019/11/09/
___________________
См. также:
Предательство продолжается: Собор иерархов Элладской Церкви признал ПЦУ
На очереди к прекращению поминания?: Кипрский Предстоятель не согласен с позицией нашей Церкви
Страшное наследие патриарха Мелетия: Откуда берет начало разрушительная политика фанарских иерархов