I. Сегодня празднуется память
двух безмездных врачей, именуемых
Космою и Дамианом.
двух безмездных врачей, именуемых
Космою и Дамианом.
Два брата Косма и Дамиан были дети одной благочестивой вдовы. Воспитанные в благочестии, они получили от Бога дар исцелять болезни, и помогали не только людям, но и животным.
И помогали безмездно, помня заповедь Господню:
«туне приясте, туне и дадите».
II. Св. безсребренники Косма и Дамиан, безмездно врачевавшие больных, «научают нас избегать страсти сребролюбия», которая, овладев нашею душею, может окончательно погасить у нас любовь к Богу и ближним и лишить нас вечнойжизни.
а) Св. отцы сильно обличают порок сребролюбия.
Так св. I. Златоуст говорит: «сребролюбие – ужасный зверь, великое зло! Оно сделало Иуду и святотатцем и предателем, несмотря на то, что он творил чудеса, находился со Христом, Который не имел, где главы приклонить; несмотря на то, что ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни серебра, ни двух одежд» («Сборн. бесед, стр. 255).
Так св. I. Златоуст говорит: «сребролюбие – ужасный зверь, великое зло! Оно сделало Иуду и святотатцем и предателем, несмотря на то, что он творил чудеса, находился со Христом, Который не имел, где главы приклонить; несмотря на то, что ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни серебра, ни двух одежд» («Сборн. бесед, стр. 255).
И еще тот же святитель говорит: «сребролюбие есть страсть, ужаснейшая всех страстей. Отселе гробокопатели (раскапывающие могилы, чтобы обобрать покойника); отселе убийцы; отселе войны и битвы; отселе всякое зло» (стр. 256).
«Медведи и волки, насытившись, отступают от пищи, а сребролюбцы не насыщаются никогда.
Они исполнены крайней жестокости и вражды к ближним; ни страха геенны, ни стыда пред людьми, ни милосердия, ни сострадания; но безстыдство, наглость и презрение ко всему будущему.
Корыстолюбцы внутри демоны, а извне – звери и даже хуже зверей.
Демон враждует против человека, а не против подобных ему демонов, а корыстолюбец старается всячески причинить зло и ближнему и родному, не стыдясь самой природы» (стр. 571).
Вот какими мрачными красками описал св. Златоуст жажду к богатству, или корыстолюбие!..
б) Послушайте, какое сказание помещено в житии св. Андрея, Христа ради юродиваго. Один подвижник наставлял людей в благочестии и собирал от них сокровища. Св. Андрей подошел к нему.
Инок, думая, что это какой-нибудь из нищих, сказал: «Бог, брате, да помилует тя, не имею бо, что ти дати». Андрей отошел от него и увидел на шее у него обвившагося страшного змия, с надписью: «змий сребролюбия, корень всякому беззаконию».
Осмотревшись, Андрей увидел двух юношей, между собою спорящих. Один черный, с темными очами, другой белый, как свет небесный. Первый говорит: «мой чернец, потому волю мою творит: он и не милостив и сребролюбец, и с Богом части не имеет, но как второй идолослужитель, мне работает».
Светлый же юноша говорит: «нет, он мой, потому что постится и молится, смирен и кроток». При сем послышался голос с неба к светлому ангелу: «нет тебе части в этом чернеце, – оставь его, ибо он работает мамоне, а не Богу». И тотчас отступил от него ангел, и овладел им диавол, хотя по неизреченной благости Божией сребролюбивый старец скоро по молитвам и наставлениям св. Андрея и освободился от своей пагубной страсти и перестал работать диаволу сребролюбия. (Ч.-М.).
Инок, думая, что это какой-нибудь из нищих, сказал: «Бог, брате, да помилует тя, не имею бо, что ти дати». Андрей отошел от него и увидел на шее у него обвившагося страшного змия, с надписью: «змий сребролюбия, корень всякому беззаконию».
Осмотревшись, Андрей увидел двух юношей, между собою спорящих. Один черный, с темными очами, другой белый, как свет небесный. Первый говорит: «мой чернец, потому волю мою творит: он и не милостив и сребролюбец, и с Богом части не имеет, но как второй идолослужитель, мне работает».
Светлый же юноша говорит: «нет, он мой, потому что постится и молится, смирен и кроток». При сем послышался голос с неба к светлому ангелу: «нет тебе части в этом чернеце, – оставь его, ибо он работает мамоне, а не Богу». И тотчас отступил от него ангел, и овладел им диавол, хотя по неизреченной благости Божией сребролюбивый старец скоро по молитвам и наставлениям св. Андрея и освободился от своей пагубной страсти и перестал работать диаволу сребролюбия. (Ч.-М.).
III. Помните это, братие, и не желайте богатства, не давайте овладеть собою змию сребролюбия. Мы наги явились на этот свет, наги явимся и на тот свет; ничего с собою не возьмем туда; одни дела пойдут с нами. Помните, что сказал Спаситель во св. евангелии: «удобее вельбуду свозе иглины уши проити, нежели богату во царствие Божие внити». Наконец не тот счастлив, кто богат, а тот, кто малым доволен. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко.)
Протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года
http://www.rusfront.ru/17517-o-grehe-srebrolyubiya.html