На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Category:

Их сонмы, их не счесть

Слово об Архистратиге Михаиле и
всех Небесных Силах безплотных


21.11.2019


Ежегодно 8/21 ноября Православная Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных.

В этот день мы воздаем дань хвалы и благодарности дивному миру легкокрылых, блистательных Ангелов – наших первых защитников и покровителей.


Глазу они невидимы, но в минуту опасности, или творческого озарения, или духовного подъема многие явственно ощущают их присутствие. В истории Церкви описано много случаев, когда святые воочию видели Ангелов и беседовали с ними. О существовании мира невидимого мы достоверно знаем из Священного Писания и творений Святых Отцов.
Этот мир был создан Богом прежде, чем видимый.  По слову святителя Иоанна Златоуста, «Бог сотворил Ангелов и Архангелов сразу всех одновременно, а их так много, что они превосходят всякое число».


Их сонмы, их не счесть.
И в этом Небесном воинстве царит удивительный порядок.



Там есть и строгое подчинение, и гармония всего устройства, и постоянное движение ввысь, к совершенству. И все подчиняется единому, вечному закону любви.
Как у людей бывают разные способности, так и Ангелы разнятся меж собой и просвещенностью, и видами служения, и разной степенью благодати.

По учению Церкви, в Ангельской иерархии – 9 чинов, и низшие подчинены высшим.



В первой иерархии – Серафимы, Херувимы и Престолы. Они особо близко предстоят к Богу. Серафим – значит «пламенный». Это стремительные огненные духи, по имени своему они имеют и сердца, пламенеющие любовью к Богу. Херувимы озарены обильными лучами света Божия, им дана полнота ведения и обилие премудрости. Престолы столь возвышены, что через них Бог совершает Свое правосудие.


Во второй иерархии – Господства, Силы и Власти. Первые учат людей господствовать над своей волей, быть выше всяких соблазнов, а также повелевают теми злыми духами, которые поклялись погубить человека. Силы – это Ангелы, исполненные Божественной крепости, через них Господь творит чудеса. Власти так названы потому, что на самом деле имеют власть укрощать бесов и укреплять добрых подвижников в их трудах на земле.


В третьей иерархии тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала – это невидимые народоправители. Им поручено управлять всей вселенной, управлять странами и народами и охранять их от бед. Архангелы – великие благовестники тайн Божиих, всего славного и великого. Они укрепляют в людях веру, просвещают их ум к познанию воли Божией. Низший, девятый чин – Ангелы, светлые, сияющие духовные существа, ближе всех стоящие к людям и хранящие их.

Ангелы, как и душа человеческая, безплотны – нет у них тела, нет плоти. Их нельзя потрогать руками, услышать их поступь. Это существа из иного мира – светлые, духовно тонкие, совершенно отличающиеся от того зримого мира вещей, домов, улиц, который знаком нам с рождения.



Святитель Иоанн Златоуст называет их «обособленными формами, вынутыми из потока времени».


Григорий Богослов высказывает такие мысли:
«Ангелы усердно служат высоким велениям Бога. У них нет ни супружества, ни скорбей. Нет между ними ни отрока, ни юноши, ни старца.

В каком состоянии они сотворены в начале, в таком и остаются. И численность их всегда сохраняется неизменной. Они все единомысленны: одно естество, одна мысль, одна любовь. Они не стремятся к богатству, у них нет помышлений о злом.

Они не плавают по морям, не сеют в угоду чреву. У них одна пища – насыщать ум величием Божиим и в Светлой Троице черпать безмерный свет. Одинокую жизнь проводят эти чистые служители чистого Бога.
Они просты, духовны, проникнуты светом. И каждому от Бога дано особое начальство иметь под надзором людей, города и целые народы
».

Чудесное действие Ангела над человеком обнаруживается в тех случаях, где обычные, естественные средства недостаточны, а помощь необходима величайшая. В Священном Писании тому есть много подтверждений.
Один из примеров – когда в Вавилоне три святых отрока были ввержены на мучение в раскаленную огненную печь. Но они не сгорели, а свободно ходили в пламени, и оно не причиняло им вреда. Сами мучители с ужасом наблюдали, как это происходит. На помощь верным отрокам с неба был послан Ангел, мгновенно охладивший жар печи тихой росой.
Сила Ангелов непостижимо велика. Один из них равняется многочисленному ополчению. Их возможности далеко превышают всю мудрость и могущество людей.

Ангел чудесно может сделать для хранимого им человека много такого, чего сам человек никогда не сделает. Например, может невидимо отклонять опасности или заранее предостерегать от них.


Здесь уместно вспомнить рассказы фронтовиков о своих друзьях-однополчанах, которые во время войны, пройдя жестокие бои, плен, окружение, штрафбат, лютый мороз, переправу под огнем, оставались живы – «всем смертям назло».



Даже из самых страшных испытаний они выходили невредимыми, даже без единой царапины.


Чем это объяснить?
Если принять во внимание действие только законов физического мира, то объяснения нет.
Как в бушующем огне человек может остаться живым?!


Никак не может – сгорит. А если применить законы духовного мира, то границы возможного резко расширяются. За кого-то дома горячо молилась мать, жена, сестра, бабушка – и по их молитвам Ангелы-хранители отводили от воинов неминуемую гибель.


Святитель Григорий Нисский именует Ангелов-хранителей всегдашними зрителями нашей жизни. Они просвещают нас так, что мы делаемся способны воспринимать духовную жизнь.

Евагрий Понтийский говорит о помощи, оказываемой ими во время духовной борьбы, с которой сталкивается большинство людей во время молитвы:
«Ангел Божий, представ, одним только словом прекращает в нас все действие противника и приводит в движение свет ума, чтобы он действовал без заблуждения. Ангелы побуждают нас к молитве и предстоят на ней вместе с нами, радуясь и молясь за нас. И если мы станем небрежными и примем мысли противные, то мы их очень раздражаем. Ведь они так много борются за нас, а мы даже о самих себе не хотим попросить Бога, но презирая служение ангельское, встречаемся с нечистыми бесами».

Святитель Иоанн Златоуст в разъяснении Послания к Колоссянам говорит:
«Прежде Ангелы были по числу народов, а ныне –  по числу верующих. Не всякому человеку даруется Ангел-Хранитель, но удостаиваются его особого попечения только те, кто имеет в себе залог веры».

Во время Крещения на человека таинственным образом нисходит Божия благодать, тогда и начинается служение при нем Ангела-Хранителя.

«Посему, когда злое пожелание возникает в твоем сердце и влечет тебя к греху, знай, что не близ тебя Ангел добрый и что диавол говорит в сердце твоем, искушая тебя. Когда же ощутишь в душе тихий глас радостного благодарения Богу, знай, что удалился от тебя диавол, и после одержанной над ним победы Ангел приступил и служит тебе, беседует с тобою и производит радостные ощущения».



Архимандрит Алексий (Ржаницын)
Об Ангелах-Хранителях. М., 1849


___________________
См. по теме:




http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=19643



Tags: ЖИТИЯ СВЯТЫХ, ПРАВОСЛАВИЕ СЛОВО ПАСТЫРЯ, ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments