На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Category:

Святой Иоанн Златоуст о Первосвященнике нашем

Святой Иоанн Златоуст
о Первосвященнике нашем


Святитель Иоанн Златоуст
Толкование на послание к Евреям.

Итак, не будем падать и предаваться малодушию.
Сказанного достаточно для вразумления; но он не довольствуется этим, а присовокупляет еще следующее:
«имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия» (Евр.4:14).

А что действительно с такою целью он сказал это, видно из дальнейшего: «Ибо мы имеем, – прибавляет он, – не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших» (Евр.4:15).


Для того же он и выше сказал: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). Смотри, как и здесь он делает то же самое.

Смысл слов его следующий: (Христос) прошел тем же путем, которым мы идем теперь, или даже труднейшим; Он испытал все человеческое.


Когда (апостол) сказал: «И нет твари, сокровенной от Него», – то указывает на божество; а когда стал говорить о плоти Его, то опять говорит нечто уничиженное: "Итак, имея, – говорит, – Первосвященника великого, прошедшего небеса»; – показывает великое Его попечение (о людях), о которых Он ходатайствует как о своих, и не хочет, чтобы они падали. Моисей, говорит, не вошел в покой, а Он вошел; и каким образом, это я объясню.


Впрочем не удивительно, что (апостол) нигде прямо не выразил этого: он или для того, чтобы (евреи) не думали искать себе оправдания, включил (Моисея) в число других, или для того, чтобы не подумали, будто он порицает этого мужа, не выразился ясно, – потому что если они, хотя он не сказал ничего подобного, обвиняли его, будто он говорит против Моисея и закона, то гораздо более стали бы обвинять, если бы он сказал, что (покой есть) не Палестина, а небо.



Впрочем, он не все приписывает Первосвященнику, но требует некоторого дела и от нас, именно: исповедания. "Итак, имея, – говорит, – Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего". О каком исповедании говорит он? (Об исповедании того), что есть воскресение, воздаяние и бесчисленные блага, что Христос есть Бог, что (наша) вера – правая: это мы должны исповедовать, это содержать.



Истинность всего этого очевидна из того, что первосвященник вошел (в небо) (Евр.9:24). Итак, будем исповедовать, чтобы нам не отпасть; хотя этих благ (здесь) и нет, но мы будем исповедовать; если бы они были теперь же, то были бы ложью.



Истинно и то, что они отложены, потому что Первосвященник наш велик: «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших». Он не не знает нашего состояния, как многие из первосвященников, которые не знают (не только) страждущих, но и того, что такое страдание.



У людей невозможно знать страданий страждущего тому, кто сам не испытал и не прочувствовал их. А наш Первосвященник испытал все; для того Он наперед и испытал все, а потом восшел, чтобы смочь сопострадать. «Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Как выше (апостол) сказал: "также" (Евр.2:14), так и здесь: "подобно нам", т.е.,


Он подвергался гонению, заплеванию, поношению, осмеянию, клевете, изгнанию, и наконец распятию. "Подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Здесь внушает и нечто другое, именно то, что и находящемуся в скорби возможно быть без греха. Когда он говорит: «по подобию плоти», то говорит не в том смысле, будто (Христос принял) подобие плоти, а в том, что Он принял плоть.


Почему же говорит: «по подобию»?


Потому что имеет в виду греховную плоть; Его плоть была подобна нашей плоти; по естеству она была одинакова с нашей, а в отношении к греху не одинакова. «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:16).



О каком престоле благодати говорит он?


О царском престоле, о котором сказано: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.» (Пс.109:1).



Он как бы так говорит: будем приступать с дерзновением, потому что мы имеем безгрешного Первосвященника, побеждающего вселенную: "мужайтесь, – сказал Он, – Я победил мир» (Иоан.16:33); это значит – потерпеть все и быть чистым от грехов. Но, скажете, если мы находимся под грехом, а Он безгрешен, то как мы будем приступать к Нему с дерзновением? Так, что (престол Его) теперь есть престол благодати, а не суда.


Для того и будем приступать с дерзновением, чтобы получить милость, которой мы желаем; а это (желаемое нами) есть именно Его милость и царский дар. «И обрести благодать для благовременной помощи». Хорошо сказал: «для благовременной помощи».



Если, говорит, приступишь теперь, то получишь и благодать и милость, потому что приступишь благовременно; а если приступишь тогда, то уже не получишь, потому что тогда приступать будет неблаговременно; тогда (престол Его) уже не будет престолом благодати. Престол благодати существует дотоле, пока сидит на нем Царь, подающий благодать; а когда наступит кончина, тогда


Он встанет на суд, потому что сказано: «Восстань, Боже, суди землю» (Пс. 81:8). Можно (здесь) сказать и нечто другое: «да приступаем, – говорит, – с дерзновением», т.е., не имея на совести ничего худого, не предаваясь сомнению, по­тому что таковой (сомневающийся) не может приступать с дерзновением. Поэтому и в другом месте сказано: «во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе» (Ис. 49:8). И теперь получаемое согрешающими после купели (прощение чрез) покаяние есть дело благодати.


А чтобы ты, услышав, что Он – Первосвященник, не подумал, будто Он стоит (пред Богом, апостол) здесь же представляет Его сидящим на престоле; между тем священник не сидит, но стоит. Видишь ли, что первосвященство Его есть следствие не существа Его, а благодати, снисхождения и уничижения? Это благовременно сказать теперь и нам: будем приступать и просить с дерзновением, принесём только веру, и Он подаст нам все. Теперь время дара; никто не отчаивайся.




Время отчаяния тогда настанет, когда чертог заключится, когда царь войдет видеть возлежащих, когда лоно патриарха вместит тех, которые будут того достойны; а теперь еще нет, потому что подвиги еще не кончились, борьба еще продолжается, награда еще предстоит.



http://www.rusfront.ru/17570-svyatoy-ioann-zlatoust-o-pervosvyaschennike-nashem.html




Tags: НАСТАВЛЕНИЯ, ПОУЧЕНИЯ, ПРАВОСЛАВИЕ СЛОВО ПАСТЫРЯ, СВЯТЫЕ ОТЦЫ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments