На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Category:

Призыв верующих ко спасению и наше равнодушие к этому призыву

Поучение в день памяти
ап. Андрея Первозванного


13.12.2019

I. Однажды, в первый год Своего общественного служения роду человеческому, Иисус Христос проходил по берегу Галилейского озера.


Он был тогда еще мало известным для мира Проповедником и только собирал вокруг Себя первых последователей, Своих учеников.


Увидевши двух юношей-братьев, Симона, называемаго Петром, и Андрея, закидывавших в море сети, впоследствии ап. Андрея Первозваннаго, память коего совершается ныне, Спаситель, как бы мимоходом, сказал им: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков».



Братья не стали разспрашивать своего Божественного повелителя, кто Он, какою силою приказывает им и куда поведет их за Собою, но тотчас оставили свои сети и последовали за Спасителем.

Идя с ними далее, Иисус Христос увидал еще двух братьев – Иакова и Иоанна, сидевших вместе с отцом своим Зеведеем в лодке и занимавшихся починкою сетей. Прозирающий сердца и утробы человеческия, Сын Божий призвал и этих юношей: и они тотчас же с полною готовностию откликнулись на призывавший их голос: оставили отца, лодку и сети и пошли за Иисусом.

Вот евангельская история призвания к апостольству первых учеников Спасителя. Как, по-видимому, она проста, но в самом деле как поучительна она для нас, христиан!


«Посмотри, говорит св. Иоанн Златоуст, какова была вера и послушание призванных. Все эти четыре человека были люди небогатые, снискивали себе пропитание рыбною ловлею и заняты были своим делом в то время, как мимо их проходил Спаситель. Однако все они, как только услышали призвание Спасителя, не замедлили, не отложили до другого времен, не сказали: вот мы сходим домой и посоветуемся с родственниками, но, оставив все, последовали за Ним в ту же минуту. Так сильна была их вера в Искупителя, так чиста была их душа, что они по первому голосу безошибочно узнали в призывавшем их Того, о Ком писали Моисей и пророки, но Кого впоследствии отвергли книжники и законники иудейские».

II. Не всякий ли из нас, исповедующих Бога и Христа, призван со дня своего крещения к последованию за Христом?


Не всякий ли должен стремиться к небесной славе, по примеру Христовых апостолов, вслед за святыми угодниками Божиими, ублажаемыми св. церковию? Правда, мы не слышим из уст Самого Спасителя призывающаго нас голоса, как это было с апостолами Петром и Андреем.


Но этого достойны были только люди, которым предназначено было уловить вселенную, собрать из людей стадо Христово. Для нас же вполне достаточно и того призыва, который мы слышим в переданных нам апостолами речах и словах Спасителя.





а) Кто слушает в храме Божием чтение евангелия, тот должен слушать его так, как будто бы говорил Сам Иисус Христос. Нужно помнить, что в церкви невидимо всегда присутствует между нами Сам Господь по непреложному Его обещанию: «где собраны будут двое или трое во имя Мое, там Я посреди их».



Здесь, в церкви Божией, божественный голос Христа раздается во всем: и в совершаемых пред нашими глазами священнодействиях, и в чтении божественных писаний, и пении умилительных церковных песней, и в созерцании святых икон. Все это говорит нашему сердцу, чтобы мы оставили пристрастие к суете мирской, прилепились ко Христу и неотступно следовали за Ним, исполняя Его святую волю. Он стоит при дверях сердца каждаго из нас и стучит, и если кто отверзет двери, входит к тому и вечеряет с ним (Апок. 3, 20).


б) Что другое, как не призыв Божий к покаянию, означают внезапно постигающия нас несчастия в этой жизнм, страшныя явления природы, случающияся с нами по временам, нежданныя милости или угрызения нашей совести?


Посему, если кто услышит такой призыв или изнутри себя, или откуда-либо со стороны, если кому придет мысль начать «жить по-божьи», тот пусть немедленно приводит эту мысль в исполнение, тот пусть не отлагает святой своей решимости ни под каким предлогом, ни на один день и час, но, «оставльше вся абие», следует за Христом.


Не говори: вот поживу еще год для мира, вот устрою свои дела, а там и примусь за угождение Богу.


Нет, как поступили Симон и Андрей, услышав призыв Спасителя, так должны поступать и мы.

Они даже и сетей своих не прибрали, но просто бросили их, так и мы должны немедля расстаться со всем, что стоит помехою на пути ко спасению, отречься от мирских уз и удовольствий. В самом деле, хорошо ли для христианина неправедныя дела ежечасно, ежеминутно допускать, а сделать что-либо доброе, послужить Богу, поработать для спасения своей души, отлагать до будущаго времени?
(См. Воскр. день за 1892 г.).


III. Как же мы относимся, братие-христиане, к обращаемому к нам призыву Христа Спасителя? Следуем ли за Ним, нашим Искупителем, так поспешно и безповоротно, как апостолы Петр, Андрей, Иаков и Иоанн?


а) К сожалению, между нынешними христианами совсем почти не стало апостольской ревности. Ныне почти совсем не слышно, чтобы кто-либо из нас оставил свои житейские занятия, все свое имущество и всецело посвятил себя на служение Богу и Христу. Ныне, напротив, многие не хотят посвящать на богоугодныя спасительныя дела даже нескольких минут, отказываются ради Христа уделять на пользу нуждающагося ближняго и малой доли своих достатков. Большинство же из нас, современных христиан, правда, с умилением и покорностию, принимают божественное призывание ко спасению, но отлагают исполнение спасительных советов с часу на час, год от году на неопределенное время.



б) Мирские удовольствия, житейские нужды и греховныя привычки до того привязывают к себе наши сердца, что из-за них мы нередко как бы совсем забываем закон Христов, и не еже бо хощем, доброе творим, но еже не хощем злое, сие содеваем. Как часто из-за какого-либо мелочного и ничтожного дела многие решаются и службу Божию опустить, а иногда и ближняго обидеть.


Да, если заглянуть в нашу жизнь, то мы согласимся, что нас отвлекают от Бога большею частию самыя мелочныя вещи, что между нами из-за самых пустых дел возникают иногда несогласия и распри. А ведь они всегда влекут нас к делам и поступкам, вовсе неизвинительным для последователей И. Христа, Учителя взаимного мира и любви.




Итак, христианин, блуждающий по стогнам и распутиям суетного века сего, перестань говорить в оправдание своего нерадения и безпечности о спасении, что мы люди грешные, что мы не можем быть святыми.


Нет, не только можем, но и должны сделаться святыми с помощию призывающей ко спасению и всеосвящающей благодати Божией.
(Сост. по указ. источ.).


Протоиерей Григорий Дьяченко

Полный годичный круг кратких поучений,
составленных на каждый день года

____________________
См. также:



http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=19782




Tags: ЖИТИЯ СВЯТЫХ, ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments