Из слова о двух отшельниках,
родных братьях
родных братьях
Многие из молодых людей нашего времени к религии холодны, в делах благочестия не упражняются.
Думают, что только старость должна заниматься делами веры.
А про юность говорят:
зачем напрасно молодые дни терять?
Пройдет время, тогда уж и удовольствия будут немилы, а потому и надобно пользоваться ими вовремя. И выходит, будто в юности и о будущей жизни забывать позволительно, и можно всецело отдать себя миру и его похотям.
Но если так, то спрашивается: ужели вы думаете, что грязь, которою вы замарались в юности, смыть легко и скоро можно в старости?
Поверьте, что, вошедши в вас в молодых летах, она еще сильнее въестся в ваши морщины в преклонных годах и тогда, понятно, смыть ее или сбросить с себя бывает весьма трудно и для великих душ, а не только для обыкновенных.
Притом сказал ли Бог кому-либо из юношей, что он доживет до старости? Нет. Значит, и юноша, так же, как и старец, и муж, даже раньше их может предаться на суд Божий каждый час и потому всегда должен быть готов к нему.

А про юность говорят:
зачем напрасно молодые дни терять?
Пройдет время, тогда уж и удовольствия будут немилы, а потому и надобно пользоваться ими вовремя. И выходит, будто в юности и о будущей жизни забывать позволительно, и можно всецело отдать себя миру и его похотям.
Но если так, то спрашивается: ужели вы думаете, что грязь, которою вы замарались в юности, смыть легко и скоро можно в старости?
Поверьте, что, вошедши в вас в молодых летах, она еще сильнее въестся в ваши морщины в преклонных годах и тогда, понятно, смыть ее или сбросить с себя бывает весьма трудно и для великих душ, а не только для обыкновенных.
Притом сказал ли Бог кому-либо из юношей, что он доживет до старости? Нет. Значит, и юноша, так же, как и старец, и муж, даже раньше их может предаться на суд Божий каждый час и потому всегда должен быть готов к нему.
Юноши-христиане прежних времен поступали не так, как поступают ныне. Многие из них даже всецело посвящали себя на служение Богу и еще в юности достигали поразительного нравственного совершенства. Выслушайте один из весьма замечательных примеров сего.
«Однажды, – рассказывал Макарий Великий, – когда я сидел в Ските, пришли ко мне два родных брата-юноши и спросили: «Где келия отца Макария?»
Я сказал: «Что хотите от него?»
Пришедшие отвечали: «Мы слышали много о его жизни от старцев и пришли увидеть его».
Я сказал: «Макарий – я».
Они поклонились мне до земли и сказали: «Хотим поселиться у тебя».
Я же, видя их молодость, а равно и то, что они казались детьми богатых родителей и изнеженными, сказал им: «Не можете здесь быть».
На это младший отвечал: «Делать нечего; если не позволяешь оставаться здесь, то мы пойдем в другое место». Тут подумал я: «Зачем гоню их?»
Я велел им устроить возле себя келию и дал им для этого секиру и несколько хлеба и соли и указал один большой камень и сказал: «Вырубите себе в нем келью, покройте хворостом и живите».
А между тем при этом в мыслях было у меня: «Вероятно, уйдут от такого труда!»
Они же спросили меня: «Чем занимаются монахи?»
Я отвечал: «Корзины плетут» и, взявши несколько ветвей, начал учить их плести.
После этого они ушли, вырубили в камне, себе жилище и поселились в нем; они не посещали меня три года и только молча ходили в церковь для принятая Св. Таин.
По прошествии означенного времени, я стал думать: «Что это значит? И издалека многие ходят ко мне, а эти и поблизости живут, но не идут. Пойду же, посмотрю сам, как они живут».
Пришел, толкнул в двери, и они тотчас отворили их.
Сотворивши молитву, я сел. Старший юноша также сел и молча стал плести корзины, а младший принес немного горячей пищи и три ломтя хлеба и положил их предо мною.
Я сказал: «Встаньте, и вкусим пищи» Оба встали и вкусили со мною.
Когда наступил вечер, они спросили меня: «Останешься у нас или уйдешь?»
Я сказал: «Останусь». Они постелили мне рогожу, и я лег; а затем и они оба вместе против меня. В это время я мысленно стал молиться, чтобы Господь показал мне, насколько они успели в духовном делании, и услышан был. Вдруг открылся покров келлии и блеснул свет.
Думая, что я сплю, юноши встали, опоясались, воздели руки к небу и стали молиться. И видел я, что демоны, как мухи, окружили младшего брата и одни хотели сесть на устах его, другие же на глазах; но ни то, ни другое им не удавалось. Ангел, имевший огненное оружие, прогонял их. К старшему же они и вовсе не смели приблизиться.
К утру юноши снова было легли, но тут я встал; тотчас встали и они со мною.
И сказал мне старший: «Хочешь ли с нами петь двенадцать псалмов?»
Я отвечал: «Да».
И вот первые пять псалмов стал петь младший и во время пения как бы огненная свеча исходила из уст его и восходила к небу. За младшим старший стал петь и когда отверзал уста свои, то как бы вервь огненная выходила из них и досягала до небес.
По окончании пения я стал просить обоих молиться обо мне. Они молча поклонились, и я оставил их. Затем чрез малое время узнал я, что сначала скончался старший брат, а за ним, на третий день, и меньшой.
Я сказал: «Что хотите от него?»
Пришедшие отвечали: «Мы слышали много о его жизни от старцев и пришли увидеть его».
Я сказал: «Макарий – я».
Они поклонились мне до земли и сказали: «Хотим поселиться у тебя».
Я же, видя их молодость, а равно и то, что они казались детьми богатых родителей и изнеженными, сказал им: «Не можете здесь быть».
На это младший отвечал: «Делать нечего; если не позволяешь оставаться здесь, то мы пойдем в другое место». Тут подумал я: «Зачем гоню их?»
Я велел им устроить возле себя келию и дал им для этого секиру и несколько хлеба и соли и указал один большой камень и сказал: «Вырубите себе в нем келью, покройте хворостом и живите».
А между тем при этом в мыслях было у меня: «Вероятно, уйдут от такого труда!»
Они же спросили меня: «Чем занимаются монахи?»
Я отвечал: «Корзины плетут» и, взявши несколько ветвей, начал учить их плести.
После этого они ушли, вырубили в камне, себе жилище и поселились в нем; они не посещали меня три года и только молча ходили в церковь для принятая Св. Таин.
По прошествии означенного времени, я стал думать: «Что это значит? И издалека многие ходят ко мне, а эти и поблизости живут, но не идут. Пойду же, посмотрю сам, как они живут».
Пришел, толкнул в двери, и они тотчас отворили их.
Сотворивши молитву, я сел. Старший юноша также сел и молча стал плести корзины, а младший принес немного горячей пищи и три ломтя хлеба и положил их предо мною.
Я сказал: «Встаньте, и вкусим пищи» Оба встали и вкусили со мною.
Когда наступил вечер, они спросили меня: «Останешься у нас или уйдешь?»
Я сказал: «Останусь». Они постелили мне рогожу, и я лег; а затем и они оба вместе против меня. В это время я мысленно стал молиться, чтобы Господь показал мне, насколько они успели в духовном делании, и услышан был. Вдруг открылся покров келлии и блеснул свет.
Думая, что я сплю, юноши встали, опоясались, воздели руки к небу и стали молиться. И видел я, что демоны, как мухи, окружили младшего брата и одни хотели сесть на устах его, другие же на глазах; но ни то, ни другое им не удавалось. Ангел, имевший огненное оружие, прогонял их. К старшему же они и вовсе не смели приблизиться.
К утру юноши снова было легли, но тут я встал; тотчас встали и они со мною.
И сказал мне старший: «Хочешь ли с нами петь двенадцать псалмов?»
Я отвечал: «Да».
И вот первые пять псалмов стал петь младший и во время пения как бы огненная свеча исходила из уст его и восходила к небу. За младшим старший стал петь и когда отверзал уста свои, то как бы вервь огненная выходила из них и досягала до небес.
По окончании пения я стал просить обоих молиться обо мне. Они молча поклонились, и я оставил их. Затем чрез малое время узнал я, что сначала скончался старший брат, а за ним, на третий день, и меньшой.
Ввиду столь великого примера веры, послушания, терпения, поста, пламенной молитвы и вообще духовного совершенства упомянутых юношей – каких бы жертв мы невправе требовать от вас для спасения душ ваших!
Но не нужно многого. Оставаясь каждый в своем звании, не допускайте, по крайней мере, побороть себя совершенно миру и его похотям, чтобы впоследствии плевелы их, укоренившись, не погубили вас.
Отстраняйте от себя, сколько возможно, искушения и соблазны и направляйте мысли свои к повиновению Христу. Верьте, что в юности еще легче, чем в старости, вы можете войти в общение с Богом и Христом, Спасителем нашим. Аминь.
Пролог в поучениях на каждый день года.
Протоиерей Виктор Гурьев.
http://www.rusfront.ru/17494-k-yunosham.html