Письма преподобного Макария Оптинского
о духовной жизни.
о духовной жизни.

К иеросхимонаху Алипию об окаменении сердца в молитвенном делании и о плотской брани.
Скажу кое-что на твои письма.
Ты жалуешься на сухость твою и окаменение.
Да, это немалой печалью должно быть для нас, однако сама эта сухость смиряет нас невольно и заставляет видеть себя последнейшими из всех. Впрочем, должно себя понуждать к болезни и сокрушению сердца о своих согрешениях, вспоминая их.
Однако надо помнить, что болезнование это есть дарование Божие, которое дается смиренным. А без этого, получив его, вознесемся о себе и всего лишимся.
Ты жалуешься на сухость твою и окаменение.
Да, это немалой печалью должно быть для нас, однако сама эта сухость смиряет нас невольно и заставляет видеть себя последнейшими из всех. Впрочем, должно себя понуждать к болезни и сокрушению сердца о своих согрешениях, вспоминая их.
Однако надо помнить, что болезнование это есть дарование Божие, которое дается смиренным. А без этого, получив его, вознесемся о себе и всего лишимся.
Святой Исаак Сирин в девятом слове пишет:
«Печаль ума — драгоценное Божие даяние. Человек, который дал волю языку своему говорить о людях и доброе и худое, недостоин сей благодати».
«Печаль ума — драгоценное Божие даяние. Человек, который дал волю языку своему говорить о людях и доброе и худое, недостоин сей благодати».
Сам прочти с начала этого слова, чтобы лучше уразуметь и подвигнуться на делание.
О разговорах твоих в церкви, — кроме учения слова Божия и Святых Отцов учений, сама совесть явственно воспрещает это творить. Надо же ее послушать, а если умолкнет, то горе нам!
И простой разговор не похвален, а если сплетется с ним осуждение и охуждение других, то может ли быть больший повод к окаменению и сухости? Надо сражаться с приходящим помыслом, о глаголах, и, по слову аввы Дорофея, отсекать свою волю и потерпеть за это болезнь, и так прийти в навык.
О, горе нам, и особенно мне, грешному! Леты исполнен сый, а вместо духовного разума, еще азбуки новоначальных не изучил. Прости, брате, тебе пишу о делании, а сам и начала еще не полагал как должно. Помолись обо мне.
И простой разговор не похвален, а если сплетется с ним осуждение и охуждение других, то может ли быть больший повод к окаменению и сухости? Надо сражаться с приходящим помыслом, о глаголах, и, по слову аввы Дорофея, отсекать свою волю и потерпеть за это болезнь, и так прийти в навык.
О, горе нам, и особенно мне, грешному! Леты исполнен сый, а вместо духовного разума, еще азбуки новоначальных не изучил. Прости, брате, тебе пишу о делании, а сам и начала еще не полагал как должно. Помолись обо мне.
Пишешь еще о стужении плотской брани: что тебе скажу на сие?
Не безбедно море это преплыть нам, обложенным дебельством плоти, и потакающим ей, и смирением скудным?
Что мои наставления против тех, которыми научают нас святые и великие отцы, сами прошедшие путь сей?
Я тебе только покажу, а ты сам любопотрудись прочитать и принять себе в руководство и укрепление по мере твоего устроения в брани этой оружия, какие свойственными и приличными найдешь для себя. Но при всех них самонужнейшее есть смирение, которое даже и главу сему змию отсекает.
Я знаю, что ты и сам их читаешь, но бывает, что во время брани и забудется что: святого Иоанна Лествичника ст. 15, св. Марка Подвижника слово к Николаю иноку, Кассиана Римлянина из 8 стр. о помыслах, об этом и слово о рассуждении, и преподобного Нила Сорского о тех же помыслах, Иоанна Карпафийского главы 16, 18, и Диодоха 99.
Не безбедно море это преплыть нам, обложенным дебельством плоти, и потакающим ей, и смирением скудным?
Что мои наставления против тех, которыми научают нас святые и великие отцы, сами прошедшие путь сей?
Я тебе только покажу, а ты сам любопотрудись прочитать и принять себе в руководство и укрепление по мере твоего устроения в брани этой оружия, какие свойственными и приличными найдешь для себя. Но при всех них самонужнейшее есть смирение, которое даже и главу сему змию отсекает.
Я знаю, что ты и сам их читаешь, но бывает, что во время брани и забудется что: святого Иоанна Лествичника ст. 15, св. Марка Подвижника слово к Николаю иноку, Кассиана Римлянина из 8 стр. о помыслах, об этом и слово о рассуждении, и преподобного Нила Сорского о тех же помыслах, Иоанна Карпафийского главы 16, 18, и Диодоха 99.
От многих малое тебе предложил, прочее сам восполни, и да поможет тебе Господь противостать на этой брани и одержать победу над супостатом сим.
7 ноября 1850 г.
http://www.rusfront.ru/17866-sama-eta-suhost-smiryaet-nas.html