На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Category:

Пастырское служение чуждо страха

Памяти архиепископа Никона (Софийского)




28 мая/10 июня – день памяти архиепископа Никона (Софийского)



Прошло почти 20 лет с момента прославления новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года.


За это время в сознание церковного народа и отчасти общества прочно вошло понятие «новомученик», т.е. священнослужитель или мирянин, убиенный за веру в период с 1917 по 1950 годы.


Вместе с тем за рамками общественного внимания остался значительный пласт Русской истории, отмеченный не меньшими подвигами и героизмом – предреволюционный период и действовавший в то время революционный антихристианский террор, жертвами которого стали десятки тысяч православных.


Один из наиболее ярких представителей той плеяды мучеников – архиепископ Никон (Софийский).




Он появился на свет в семье священника в Костромской губернии – в местах, овеянных славой Ивана Сусанина, великого героя Земли Русской. И своей жизнью повторил его подвиг, отдав жизнь за Царя.



Избрание Божие с малых лет отметило Николая, посетив великими скорбями. В три года он осиротел, потеряв отца. Самоотверженным крестьянским трудом мать его Мария Онисимовна сумела вырастить и дать образование семерым детям, двое из которых пошли по стопам родителя – иерея Андрея.

Николай был одарен от Господа замечательными способностями и окончил Костромскую Духовную семинарию в числе лучших учеников. По окончании вступил в брак, был рукоположен в сан священника и определен на служение в храм села Мамонтово Костромской губернии. Вскоре Господь посетил его новым несчастьем – скончалась супруга Серафима Федоровна.


После этого в 1884 году будущий архипастырь поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, где принял монашеский постриг и был оставлен инспектором. 30 марта 1891 года он, уже архимандрит Никон, определен ректором Владимирской Духовной семинарии и пробыл на этом посту почти семь лет.


Дисциплину среди семинаристов, поддавшихся революционному брожению, он поддерживал строгими мерами: «Строжил я для вразумления и исправления. Но все взыскания, предписываемые законом и совестью, я всегда растворял милостью; лишь не посвященным в дело они казались сухою правдою.



Теперь без вреда для вас могу сказать, что иногда и совершенно прощал даже крупные проступки, когда они не были разглашены, когда не соблазняли и когда помилование, как тайное, не могло подать повода считать проступки дозволенными и, таким образом, служить поводом к распущенности заведения. Теперь могу сказать и то, что детских шалостей ваших часто, видя, не видел и, слыша, не слышал, когда они не свидетельствовали о нравственной испорченности». Так он объяснил свои действия семинаристам при прощании с ними в 1898 году.

Во время служения во Владимире на жизнь отца ректора было совершено первое покушение, но он не поддался страху и еще три года не оставлял этой ответственной должности. 8 марта 1898 года он был хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. Затем занимал кафедры Таврическую, викарную Нарвскую, Вятскую и Владимирскую. Он старался лично посетить каждый приход, укреплял паству в вере, указывая верный путь в Царствие Небесное, активно боролся с расколом и сектантством.

9 июня 1906 года преосвященный Никон был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии, постоянным членом Святейшего Синода. В то время на Кавказе еще не утихли революционные волнения, и святитель понимал, что идет на Голгофу. «Предчувствую, что там закончится моя деятельность, там же закончится и мое земное существование», – говорил он архиепископу Херсонскому Димитрию.

Пораженное идеями автокефализма, грузинское духовенство еще до приезда владыки распустило слухи о готовящемся покушении на его жизнь. По прибытии в Тифлис 26 августа 1906 года Экзарха в кафедральном Сионском соборе встречали только Русские священники и единственный грузин епископ Горийский Петр, который в приветственной речи пожелал, чтобы новоназначенный иерарх стал сторонником их идеи. Однако Экзарх отказался поддержать требования о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви. В результате духовенство объявило ему бойкот.

В местных газетах против него началась клеветническая компания. Те или иные распоряжения святителя толковали вкривь и вкось, имея целью его дискредитировать; против него устраивали всяческие провокации.

Владыка Никон смиренно переносил ненависть обезумевших подчиненных, стараясь мудрым поведением и добросовестным исполнением своих обязанностей переломить ситуацию. Несмотря на угрозы расправы, он служил у местных святынь смело, без охраны, словом отеческого увещевания стремился повлиять на заблудших овец своего стада.


Памятником благожелательной заботы его о просвещении кавказского духовного юношества стало введение преподавания богословских предметов на грузинском языке. Он исходатайствовал у Синода средства на ремонт древнего Мцхетского собора, а также добился выделения ассигнований на исправление изданий Библии и богослужебных книг на осетинском и абхазском языках.
Впоследствии епископ Сухумский Димитрий (Сперовский) так оценивал миссионерскую деятельность святителя Никона: «Благодаря властной поддержке, абхазская переводческая комиссия в продолжение одного года успела перевести и напечатать чины Божественной литургии, Крещения, Венчания и погребения, причем священные песнопения положены на ноты.



Осенью в минувшем году мы имели возможность торжественно открыть в моем личном присутствии богослужение на абхазском языке. Услышав слово Божие и молитвы на родном языке, абхазцы пришли в великую радость. Это было великое апостольское дело, которое сотворил для них почивший архипастырь-мученик».

Избранная им мирная тактика вскоре начала приносить плоды. Грузинское духовенство частично отменило бойкот и стало входить в общение с Экзархам по административным вопросам. Однако автокефалисты почувствовали, что в его лице получили сильного противника, и вынесли ему смертный приговор.


Ситуация усугублялась тем, что наместник Кавказа, граф Воронцов-Дашков, потворствовал местным террористическим группировкам, закрывая глаза на их преступления.
28 мая/10 июня 1908 года преосвященный Никон был смертельно ранен выстрелами из пистолета на лестнице Грузино-Имеретинской Синодальной конторы и вскоре скончался. При попустительстве местной власти убийцы скрылись с места преступления.


В организации убийства был обвинен епископ Кирион, один из лидеров автокефалистов. Он был лишен сана и заточен в Куряжский монастырь. Однако по халатности Воронцова-Дашкова обстоятельства дела остались нераскрытыми, и во время Первой мировой войны епископ Кирион сумел вернуться к служению, а в 1917 году даже возглавил Грузинскую Церковь после самопровозглашения ею автокефалии. В 1918 году он был убит при загадочных обстоятельствах.


Жизнь владыки Никона – яркий пример мужественного следования своему христианскому долгу, «даже до смерти». В чем застану, в том и сужу, – говорит Господь. Святителя Никона Он застал при исполнении своих архипастырских обязанностей. И мы верим, что он обрел милость у Небесного Судии.


Подготовила Ксения Миронова
Источник:
газета "Православный крест"



https://www.rusfront.ru/18399-pastyrskoe-sluzhenie-chuzhdo-straha.html




Tags: ПАСТЫРИ, ПРАВОСЛАВИЕ ЦЕРКОВЬ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments