На правде стой (napravdestoy) wrote,
На правде стой
napravdestoy

Category:

Нужнейший духовный подвиг

Не раз приходилось наблюдать, как православные люди, исправно посещающие храм на протяжении многих лет, либо остаются при своих прежних страстях, не стяжевая духовных плодов, либо вовсе сбиваются с духовного пути и возвращаются к прежней жизни.



И бывает для человека того последнее горше первого (Лк. 11, 26).


Никакого автоматизма здесь быть не может: годы, проведенные в храме, сами по себе, без усилий человека, не претворяются в духовный опыт.


Причина такого горестного явления – в непонимании духовной жизни, с чего она начинается, как продолжается и чем питается.

Зачастую мы считаем, что духовный подвиг состоит в том, чтобы наложить на себя строгий пост, совершать множество молитв и поклонов, уйти в пустыню и там в одиночестве предаваться богомыслию. Конечно, это подвиг, и для тех, кто правильно его проходит, он бывает во спасение.


Однако практически всем современным людям этот путь не по силам: мы расслаблены, изнежены, маловерны.


Поэтому предпочтительнее вериг и затворов нам, с благословения духовника, можно было бы принять на себя долгий труд изучения писаний Святых Отцов.



«Изучение отеческих книг, предоставленных Промыслом Божиим в нравственное руководство современному монашеству, – отнюдь не малозначащий подвиг», – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).


Объясняя пользу сего делания, святой преподобный Макарий Оптинский также пишет:


«Чтение отеческих книг очень нужно и полезно к познанию воли Божией; ибо отцы, читая Слово Божие, в Святом Писании нам преданное, исполнили оное и прошли деятельною жизнью, оставя нам пример в своих учениях. Не читая оных, не знаете образа жизни и борьбы, и, думая, что, читая само Слово Божие, могу оное исполнять, и не смиряетесь; а читая, познаете путь, тщитесь к исполнению, но, не достигая мер их, познаете свою немощь, и смиряетесь, и получаете милость Божию, которая особенно на смиренных простирается».


Свои мысли старец подтверждает примером из Отечника: «Брат вопросил старца, глаголя: что сотворю, яко чту писания Отец и не творю?


Отвеща старец: чтя словеса отеческие и не творя, смиряется и получает милость Божию, а не чтя, не смиряется и не получает милости Божией».
Однако чтение святоотеческих писаний – это не только приобретение полезных знаний. Это еще и пища для души. «Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, – утверждает тот же святой, – питает душу так, как физическая пища питает тело».
Ну, допустим, мы убедились в пользе этого подвига и желаем его начать.


Что нам делать?


«Тот, – пишет святитель Игнатий, – кто узнал, что в настоящие времена сокровище спасения и христианского совершенства скрыто в словах, изреченных Святым Духом или под влиянием Его, то есть в Священном Писании и писаниях Святых Отцов, да возрадуется духовно о приобретении существенно полезного познания, да скроется всецело от мира в благочестивую жизнь, да идет, и вся, елика имать, продает, и купует село, на котором сокровенно спасение и совершенство».


Однако уже при начале этого подвига христианина ожидает препятствие, о чем предупреждает тот же святитель, который уподобляет писания Отцов аптеке, «в которой находится множество целительнейших лекарств».


Однако больной, не знакомый с врачебным искусством, без руководства врача, окажется в затруднении при выборе лекарства, приличного его болезни.


«Если же по самонадеянности и легкомыслию, не справясь основательно, за неимением врача, с врачебными книгами, больной торопливо решится сам на выбор и принятие лекарства, то выбор этот может быть самым неудачным. Лекарство, само собою целительное, может оказаться не только безполезным, но и очень вредным».

За неимением опытных руководителей сегодня многие из нас поставлены в подобное положение по отношению к писаниям Святых Отцов.


В этом затруднении на помощь нам снова приходит преподобный Макарий Оптинский, который заповедует следующий порядок: «Советуй почаще почитывать о смирении, о самоукорении, о терпении: то, может быть, и водрузится в сердце память о сих, а при случае дела и помощь получат, уготовихся и не смутихся (Пс. 118, 60); а когда случится смутиться, то и на сие есть средство: смятохся и не глаголах (Там же. 76, 5). Вот это будет подвиг и делание духовное!»

«Но чтение, – пишет другой Оптинский старец, преподобноисповедник Никон, – только тогда будет приносить желаемую пользу, когда читаемое будет по мере сил и возможности входить в жизнь, становиться правилом жизни, а не простым голым, бездушным и холодным знанием».



С какой же книги лучше начать это делание?



Не ошибутся те, кто изберет себе для изучения «Письма к мирянам» преподобного Макария Оптинского, поскольку у него с разных сторон разбирается один и тот же вопрос – смирение. А смирение – это самое крепкое основание для всех остальных подвигов, без которого они теряют цену и смысл. Кто возьмет на себя этот душеполезнейший подвиг, тот не только убережется от духовного безплодия, но и сможет, с Божией помощью, утвердиться на духовном пути, будет постепенно обретать смирение и возможет спасти свою душу.





Священник Александр Смирнов
Источник: газета «Православный крест»




https://www.rusfront.ru/18882-nuzhneyshiy-duhovnyy-podvig.html


Tags: НАСТАВЛЕНИЯ, ПОУЧЕНИЯ, ПРАВОСЛАВИЕ СЛОВО ПАСТЫРЯ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments