Социальным сетям прописали самоцензуру под угрозой штрафов и блокировки
Первого февраля в России произошло в некотором роде эпохальное событие, незаслуженно «не замеченное» большинством СМИ.
Вступил в силу закон «О внесении изменений в ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"», предусматривающий, обязанность социальных сетей самостоятельно выявлять и блокировать вредный и опасный контент, а также оперативно реагировать на жалобы пользователей и госструктур под угрозой штрафов и блокировки.
Правда, большинство социальных сетей не зарегистрированы в России, поэтому для того, чтобы закон заработал, властям придется проявлять политическую волю — вплоть до блокировки тех или иных социальных медиа или занижения скорости передачи данных, как это делают в Турции. Хватит ли у нашей «элиты» этой самой воли — во многом зависит от нас с вами. Это тот случай, когда власть готова прислушиваться не только к демшизе с «Эха Москвы», но и к родителям и патриотам.
Большинство СМИ, сообщая об этом законе, сделали акцент только на одном из его положений — возможной блокировке за матерную брань в социальных сетях и комментариях. На самом деле, это лишь одно из возможных следствий данного закона. Основная его суть заключается в том, что теперь все социальные сети (а под таковыми законодатель понимает любые интернет-площадки, которые посещают более 500 тысяч человек в сутки) обязаны ввести самоцензуру, выявляя опасный и вредный контент в соответствии с российским законодательством (что это такое такое — чуть ниже). Также закон устанавливает ответственность для социальных сетей за неудаление такого контента после поступления соответствующего предписания из Роскомнадзора, который будет вести реестр соцсетей.
Под опасным контентом законодатель понимает в данном случае не только экстремизм и призывы к свержению власти (за это привлекали и ранее — но не сети, а авторов), но и все то, что мы называем «серым контентом» и чем буквально забиты российские сегменты соцсетей: матерная брань, детская порнография, реклама наркотиков, пропаганда суицидов, кибербуллинг, экстремистско-террористические сообщества, группы о серийных убийцах и маньяках, шок-контент, треш-стримы и т.п. Т.е. многие клипы какого-нибудь Элджея или Моргенштерна и ему подобных заведомо подпадают под новые ограничения.
В случае выявления такого рода дряни любой пользователь может написать администраторам соцсети и/или в Роскомнадзор, который в трехдневный срок должен будет направить соцсети предписание об удалении. Неисполнение предписания влечет штрафы до 4 млн рублей и теоретическую возможность блокировки (путем включения соцсети в реестр запрещенных сайтов). Впрочем, в реализацию последней угрозы верится с трудом, т.к. блокировка одного канала может повлечь запрет доступа, например, ко всему YouTube — а такое решение может быть принято только первым лицом государства и только по политическим причинам. Что же до штрафов, то, конечно, для Facebook или Twitter 4 млн рублей — не деньги, но и эту сумму взыскать с них пока практически нереально. Источники РИА Катюша в Государственной Думе утверждают, что за повышением (и очень значительным) размера штрафа дело не станет — соответствующий законопроект уже готовится.
Интересно, что Россия отнюдь не пионер в такого рода ограничениях, так что на тоскливые вопли либералов, которые скоро осознают, что произошло, и будут вопить про «Россию — тюрьму народов» и «Путина — душителя интернет-свобод» можно не обращать внимания. Так, в Германии с 2018 года действует закон Network Enforcement Act (NetzDG) о штрафах 0,5-50 млн евро для соцсетей за неудаление опасного контента в течении 7 дней.
При этом незаконным контентом считается распространение пропагандистских материалов запрещенных организаций; использование символов запрещенных организаций; подготовка серьезного насильственного преступления, угрожающего государству; инструкции по совершению серьезного насильственного преступления, представляющего опасность для государства; публичное подстрекательство к совершению правонарушений; нарушение общественного спокойствия путем угроз совершения правонарушений; изображения насилия; клевета и оскорбления и др. Также установлен штраф в размере до 5 млн евро если ИТ-компания не называет имени лица, уполномоченного получать услуги и информационные запросы от правоохранительных органов Германии.
Аналогичный закон вступил в силу в начале этого года в Австрии («Закон против ненависти в социальных сетях») - только там штрафы ограничены 10 миллионами евро, а также в Турции, где, кроме штрафов за неудаление предусмотрена также ответственность за отказ соцсети открыть представительство в Турции (штрафы до 10 млн лир плюс поэтапное ограничение скорости, вплоть до полной блокировки).
А власти ЕС недавно озвучили планы по принятию модельного законопроекта об ответственности соцсетей в размере до 20% от их мирового оборота.
В Российских реалиях все это кажется почти фантастикой: большинство социальных сетей не имеют своих представительств и не зарегистрированы в России и плевали с высокой башни на указания Роскомнадзора. Эксперты Лиги безопасного интернета (эта структура вместе с родительскими организациями и Национальным центром помощи пропавшим детям активно добивалась принятия нынешнего закона) насчитали 9 ИТ-площадок, подлежащих включению в реестр Роскомнадзора: Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, YouTube, ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, WhatsApp.
Лишь две из этих контор имеют представительства в России, но это не мешает всем им вести активную работу в нашей стране, в том числе торговать без налогов и обрабатывать сознание молодежи. На это, кстати, вчера обратил внимание Президент Владимир Путин, назвавший соцсети «бизнесом для получения прибыли любой ценой», которые «плевать хотели, что тот или иной контент наносит какой-то ущерб для категории людей, на которые он направлен».
Действительно, по данным Mediascope, в сентябре 2020 года ежемесячная аудитория YouTube в России достигла на мобильных устройствах и десктопах 78,8 млн человек, ежемесячная аудитория Facebook в сентябре равнялась 36,9 млн россиян, Twitter — 11,1 млн, аналогичный показатель «ВКонтакте» — 72,3 млн, «Одноклассников» — 46,3 млн человек.
Действующие представительства компаний Facebook и Google, по их собственному утверждению, занимаются на территории России лишь «продажей рекламы». На самом деле, IT-площадки вовсю также продают услуги и сервисы, занимаются таргетированной рекламой и продвижением собственных «кумиров».
Общий объем прибыли иностранных корпораций на территории Российской Федерации неизвестен никому, включая цифрового премьера Михаила Мишустина и его ФНС — средства поступают напрямую на счета, которые находятся за пределами РФ (например, при покупке рекламы на платформах Instagram и Facebook счета поступают гражданам от компании Facebook по электронной почте, адрес компании указан как Facebook, Inc., Attention: Community Support, 1 Facebook Way, Menlo Park, CA 94025), в результате чего бюджет Российской Федерации лишается колоссальных налоговых поступлений.
Впрочем, контроль за финансовыми потоками в интернете нынешний закон обеспечить в полной мере не сможет и его главная суть именно в борьбе с расчеловечиванием и управлением сознанием масс, инструментом чего стали социальные сети. Аналитический центр Координационного совета патриотических сил Санкт-Петербурга и РИА Катюша еще в 2017 году провел контент-анализ крупнейших сообществ ВКонтакте, выявив более 100 групп-миллионников, основным содержанием которых был т.н. «серый контент»: похабщина, пропаганда потребительства, тупой юмор с дегенеративной «музыкой» и даже пропаганда извращений.
Сейчас ситуация немного изменилась, но не принципиально. То же касается и других социальных сетей. В частности, большинство «звезд» и «лидеров мнений» в российском сегменте Youtube раскручивается специальными агентствами типа Yoola, которые фактически аффилированны с YouTube, Google, ТикТок, Инстаграмом и др., и занимаются на системной основе раскруткой и продвижением будущих «лидеров мнений», «звезд» и т.п. с помощью манипуляций со статистикой посещаемости с целью дальнейшей продажи рекламы. С данными сервисами вынуждены сотрудничать практически все рекламодатели, включая российских, и, судя по всему, структуры внутриполитического блока Администрации Президента.
Неслучайно глава попечительского совета Центра помощи пропавшим детям Елена Мильская еще в 2018 году заручилась поддержкой спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко по вопросу введения ответственности социальных сетей за неудаление опасного контента. Идея обсуждалась на разных площадках, в том числе с участием экспертов РИА Катюша и Общественного уполномоченного по защите семьи, но ее реализация стала возможна только на фоне скандальных выборов в США и открытой декларации курса мирового гегемона на организацию цветных революций и переворотов в т.ч. с помощью соцсетей (примером реализации этого курса является проект «Возвращение Навального»).
«Мы призываем Роскомнадзор не медлить с созданием реестра, чем быстрее он будет создан, тем быстрее заработает сам закон и быстрее соцсети в России будут очищаться от запрещенной информации», — заявила РИА Катюша директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.
По словам Мизулиной, если Роскомнадзор согласится с письмом Лиги, он должен направить соответствующие уведомления администраторам всех девяти перечисленных сетей, после чего каждая площадка должна будет в течение 2 месяцев настроить свою работу в соответствии с новым законом РФ — т.е. не просто открыть представительство в России, но и нанять цензоров, которые будут чистить контент.
А мы, представители родительских, ветеранских, патриотических организаций и просто неравнодушные люди, в свою очередь, можем участвовать в расчистке авгиевых конюшен, в которые превратились социальные сети и которые растлевают души наших детей, подменяя и школьное, и порой даже родительское воспитание. Благодаря нынешнему закону у нас наконец-то может появиться более эффективный рычаг воздействия на эту агрессивную среду, поэтому в данном вопросе можно только поддержать наших законодателей и добиваться от правоприменителей активности в деле защиты сознания нашей молодежи от всякой нечисти.
РИА Катюша будет следить за новостями и тиражировать полезный опыт правоприменения в этой сфере.
Андрей Цыганов, РИА Катюша